ПРАВОСЛАВИЕ И ВЛАСТЬ
Экспонат 1
Уже при описании татарской переписи 1257 года летопись подчеркивает:
"только не считали попов и диаконов и монахов" (ПСРЛ.
Т. 15. Вып. 1. - С. 32). В 1267 году последовал ярлык Менгу-Темира,
внука Батыя, об освобождении церкви от дани "как первые цари
их пожаловали" (Приселков М. Ханские ярлыки русским митрополитам.
- Пг., 1916. - С. 468). В ярлыке оговаривалась неприкосновенность
церковного недвижимого имущества: "церковные земли, воды, огороды,
винограды, мельницы, зимовища, летовища" и возвращение ей всего
ранее отобранного. "А что церковные люди: мастера, сокольники,
пардусницы, или которые слуги и работницы, и кто ни будет их людей,
тех де не замают ни на что, ни на работу, ни на сторожу", -
ярлык способствовал увеличению числа желающих поступить в "церковные
люди".
Ответные ожидания монгольских правителей были вполне конкретны.
"Мы пожаловали, - писал Менгу-Темир, - попов и чернецов и всех
богадельных детей да правым сердцем молят за нас бога, и за наше
племя без печали, благословляют нас... да не клянут нас".
И церковь "не кляла". Православные пастыри откровенно
гордились ханской милостью. Летописное описание встречи митрополита
с ханом: "Петр митрополит был в Орде у царя был в чести великой
и отпущен был от царя со многою честью" (ПСРЛ. Т. 10. - С.
178). Монах-летописец так характеризовал одного из монгольских владык:
"был сей царь Чанибек Азбякович добр зело к христианству, много
льготу сотвори земле русской" [т. е. церкви] (ПСРЛ. Т. 10.
- С. 229). Попробуй теперь какой-нибудь князь взбунтоваться против
"добрых царей". Ведь ту же оценку народ слышал и в церковных
проповедях.
Монах-францисканец Плано Карпини, побывавший в ставке Батыя в 1246
году, неоднократно упоминает о встречах с "русскими клириками,
при дворе пребывающими вместе с вышеназванным императором [монгольским
ханом]"(Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов... -
М.: Мысль, 1997. - С. 46, 52)
По свидетельству Карпини, хан "держит христианских клириков
и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда
христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к
часам, согласно обычаю греков"
(Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов... - М.: Мысль, 1997.
- С. 81-82).
То есть, уже через шесть лет после завоевания засвидетельствовано
прочное положение православных священнослужителей при монгольском
дворе
Экспонат 2
Среди бесчисленных со всех концов мира приветствий от преданных
Вам и любящих Вас, примите, дорогой и глубокочтимый Иосиф Виссарионович,
от Русской Православной Церкви, всегда Вам благодарной за Ваше исключительное
внимание к ее нуждам, и от меня лично самые искренние и сердечные
поздравления в близкий для всех нас день славного семидесятилетия
Вашего вместе с горячими пожеланиями Вам многих и многих лет здоровья
и счастья.
Мы усердно молимся об этом и искренно свидетельствуем, что эти пожелания
исходят от заветных чувств наших к Вам, неуклонно ведущему Родину
нашу к благоденствию, счастью и славе. Благоволите, дорогой Иосиф
Виссарионович, принять подносимый Вам от лица всего Епископата Русской
Православной Церкви приветственный Адрес.
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Журнал Московской патриархии, №12, 1949 г.
ПРИВЕТСТВЕННЫЙ АДРЕС
ОТ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ВОЖДЮ НАРОДОВ СССР
ГЕНЕРАЛИССИМУСУ
Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
В ДЕНЬ
СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
21 декабря 1949 года
ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ
ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!
В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и
благодарности к Вам - Вождю, Учителю и Другу трудящихся - достигло
особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную
потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений
и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно
драгоценную часть нашего духовного достояния.
Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа,
мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без
остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем
в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа.
Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению
общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных
начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим
в отживающей системе общественных отношений.
Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром
и твердом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны,
а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику
нашего Государства, направленную к установлению длительного и прочного
мира между народами. Ваша последовательная борьба за равноправие
больших и малых народов свидетельствует о глубокой вере в достоинство
человека, независимо от расы, национальности и религии, а неустанная
забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях
по охране народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению
немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь трудящихся.
Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому,
чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем
лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего
жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя
всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными
нуждами. Близость последних Вашему сердцу сделала Ваше имя близким
и дорогим всем простым людям на свете, всему передовому человечеству.
Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих
русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя
о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого
удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского
Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав
нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода
и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное
гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря
Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только
свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие
в общественной и государственной жизни.
Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и свободой своей
церковной жизнедеятельности, русские православные люди еще тверже
встали на страже интересов своей великой Родины и тем самым заслужили
еще большее внимание с Вашей стороны к нуждам Православной Церкви.
Когда для нее созрел вопрос о каноническом возглавлении Патриаршей
властью, Вы, .несмотря на бесчисленные заботы и тревоги военного
времени, лично приняли в сентябре 1943 года трех высших иерархов
нашей Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения
церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их
намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на котором состоялось
избрание Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению своего внутреннего
строя, встречают с Вашей стороны такое же неизменное сочувствие.
После кончины Патриарха Сергия, так верно определившего направление
церковной жизни, Ваше внимание к нуждам Русской Православной Церкви
сказалось в широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года,
на который были приглашены восточные патриархи и представители других
Православных Церквей. Как известно, этот Собор, избравший на место
почившего Патриарха Сергия нового Патриарха, принял "Положение
об управлении Русской Православной Церкви" и положил начало
целому ряду мероприятий по укреплению ее правового положения.
С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и о Вашем
содействии историческому путешествию представителей русского православного
духовенства во главе с Патриархом в Святую Землю, как и поездкам
многих патриарших делегаций заграницу с целью укрепления связей
Русской Церкви с православным миром зарубежных стран. Благодаря
этим путешествиям и связям, наша Церковь не только укрепила общение
с другими Православными Церквами, но и собрала под свое крыло многих
своих чад, рассеянных по всему миру.
Навсегда останется памятным и Ваше внимание к патриотической деятельности
православного духовенства и верующих во время Великой Отечественной
войны, когда решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время
на всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы отвечали
отеческой благодарностью, запечатленной Вашими многочисленными телеграммами
на имя Патриарха, епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.
В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила Ваше содействие
в деле проведения церковных торжеств по случаю 500?летия ее автокефалии
и приуроченного к ним Совещания Глав и Представителей Автокефальных
Православных Церквей. Это событие, ставшее достоянием мирового общественного
мнения, показало всему миру, какие отношения возможны между Церковью
и Государством, когда они построены на началах взаимного уважения
и свободы.
И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни
благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы
не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви
приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия,
глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным
для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил
и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье
нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами
вдохновляясь этим подвигом Вашим.
Дополнительные материалы.
Священник Глеб Якунин ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ТАЛИБАНСТВА
Экспонат 3
Патриарх Алексий II, тогда ещё митрополит и управляющий делами Московской
Патриархии, в своём письме Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачёву
от 17 декабря 1985 года напомнил о позиции первого Советского правительства
в отношении Церкви. По его словам, "14 марта 1918 года по поручению
В.И.Ленина нарком юстиции Курский, нарком страхования Елизаров и
управляющий делами СНК Бонч-Бруевич приняли депутацию Поместного
Собора Русской Православной Церкви. В ходе состоявшейся беседы они
заявили, что, издавая декрет от 23 января, Совет Народных Комиссаров
не стремился нанести ущерба Церкви или в чём-то стеснить её деятельность,
но имел в виду лишь отделить её от государства, то есть устранить
то ненормальное положение, при котором Церковь являлась государственным
ведомством. От имени правительства было заявлено даже о готовности
рассмотреть вопрос внесения, в соответствии с пожеланиями Русской
Православной Церкви, изменений в декрет при условии, что они не
будут противоречить принципу отделения. К сожалению, слишком жесткая
позиция представителей Церкви того периода не позволила продолжить
начавшийся диалог с Советским правительством". ("Завтра",
N32 (297).
(...)
Более того, патриарх публично осудил большевиков и саму идею построения
социализма в России, а также заключение Брестского мира, предал
анафеме (церковному проклятию и отлучению) членов Совнаркома, представителей
Советской власти на местах и всех, кто её поддерживал, и предписал
верующим оказывать противодействие мерам по осуществлению декретов
нового правительства, заявляя, что лучше пострадать за веру, чем
мириться с деяниями безбожной власти (справедливости ради надо отметить,
что и белое движение он не благословил). Эти выступления святителя
не способствовали миру между Церковью и большевистской властью,
он был подвергнут домашнему аресту, вызывался на допрос в ВЧК.
(...)
патриарху Тихону нанести решающий удар по своим противникам. 16
июня 1923 года он обратился в Верховный суд РСФСР с письмом, в котором
писал:
"Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого
ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен
к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного
состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение
по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же
году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных
ценностей в 1922 г. ... Признавая правильность решения суда о привлечении
меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям
уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь
в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный
суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из-под стражи.
При этом заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти
не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной.
так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции".
("Известия ВЦИК", 01.07.1923).
(...)
Вскоре патриарх обратился к епископату, духовенству и мирянам с
призывом "являть примеры повиновения существующей гражданской
власти, в согласии с заповедями Божьими". ("Известия ВЦИК",
04.07.1923).
Выйдя на свободу, патриарх объявил, что возвращает себе всю полноту
церковной власти, поскольку её у него отобрал обновленческий Собор,
созванный в нарушение церковных канонов, а обновленцев публично
анафематствовал как раскольников, восставших против законной церковной
власти, покушавшихся на целостность и незыблемость православной
веры и пытавшихся разрушить освящённый веками канонический строй
церковной жизни. Но патриарх понимал, что, сохраняя этот строй,
надо признать законность Советской власти, чего и добивались обновленцы.
Поэтому в своём предсмертном завещании он молил православных со
спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться
Советской власти не за страх, а за совесть. Мало того, в завещании
далее говорилось: "Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой
Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего
благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве к Всевышнему
о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в её трудах для
общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины, и особенно
их исполнительные органы, не допускать никаких поползновений неблагонамеренных
людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежду
на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская
власть - действительно народная рабоче-крестьянская власть, а потому
прочная и непоколебимая". ("Известия ВЦИК", 15.04.1925.
Подчёркнуто мной. - М.А.).
(...)
Московская патриархия в своё время так высказалась по этому поводу:
"За годы после Октябрьской революции были неоднократно процессы
церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно
за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую
работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего
общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто
церковной работой отдельных церковнослужителей". ("Правда
о религии в России". Изд. Московской патриархии, 1942, с. 26).
http://www.atheism.ru/library/Antonov_1.phtml
|