ОТНОШЕНИЕ К ИНОВЕРЦАМ
Экспонат 1
Об отношении РПЦ к иноверческой проповеди после Указа о веротерпимости
1905 г., разрешавшего православным свободно переходить в иные исповедания.
Православная Москва в начале XX века: Сб. док. и мат. - М.: Мосгорархив,
2001. - 704 с.: ил.
Из определения Священного Синода
"Синод считает своей священной обязанностью настаивать на том,
чтобы все существующие ныне в Российской империи преимущества Православной
церкви были неизменно сохранены за нею и впредь
и чтобы право свободного распространения своего учения принадлежало
одной только православной вере".
"В заботах о своих чадах и о сохранении чистоты их веры Святейший
Синод признает необходимым, чтобы прибытие из-за границы каких-либо
инославных или иноверных религиозных орденов или образование в пределах
России новых вероисповеданий обществ допускалось не иначе как по
предварительному сношению с высшею церковною властью" (С. 343;
Московские церковные ведомости. - 1908. - № 3. - С. 64-68)
"Из распоряжений Синода митрополиту Владимиру относительно
недопущения нарушения прав православной церкви в миссионерской деятельности
12 марта 1909 г. (…) миссионер Айвазов ходатайствует перед Святейшим
Синодом о принятии мер к воспрещению заграничным проповедникам публичных
религиозных лекций в России без предварительного согласия на таковые
лекции православной церковной власти, а равно и вообще о воспрещении
публичной пропаганды противоправославных религиозных учений. Обсудив
изложенный доклад и принимая во внимание, 1) что в силу 4 ст. Уст
(ава) ин (ославных) исп (оведаний) и 70 ст. Уст (ава) о пред (упреждении)
и прес (ечении) прест (уплений) только одна Православная Церковь
имеет право свободно распространять свое учение и 2) что, согласно
секретному циркуляру Министерства Внутренних дел от 6 февраля 1908
г. за № 6, устройство публичных лекций и чтений, касающихся вопросов
религий, не может быть допускаемо без предварительного сношения
с духовными властями, Святейший Синод определяет: предоставить г-ну
Синодальному обер-прокурору просить министра Внутренних дел о недопущении
нарушения прав Православной Церкви, в силу ныне действующих законов
имеющей исключительное право свободной пропаганды своего учения,
и о недозволенности кому бы то ни было публичных лекций на религиозные
темы без предварительного согласия на то местной православной власти"
(С. 344).
Экспонат.2
В 19 веке брак с иудеями и мусульманами разрешался христианам только
протестантского вероисповедания, при условии, что дети будут воспитываться
в христианской вере (Устав о пресечении и предупреждении преступлений,
Ст. 115)
За нарушение - по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных
(ст. 192) - расторжение брака и ссылка в Сибирь.
(Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т. 6. - М.:
Юридическая литература, 1988. - С. 332)
Экспонат.3
Резолюция Александра III под указом о введении квоты, ограничивающей
число евреев в университетах:
"Не забудьте о том, что евреи распяли Христа" (Ферро М.
Николай II / Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1991. - С.
19).
Экспонат.4
Из "Соборного Уложения" 1649 г.
"А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или
обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и
по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и
того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия.
А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека
отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ
по правилам святых апостол и святых отец"
(Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособ.
- М.: Проспект, 2000. - С. 143)
Экспонат.5
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли
Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М.: Педагогика,
1985. - С. 239-240
"Из разных вер и ересей к нашей православной восточной вере
приходящих и оную приемлющих, всех вписати в книги и отдати блюстителю
училищ с учителями, дабы они их в хранении нашей православной веры
и церковных преданий наблюдали, и кто из них како житие свое в ней
препровождает, и крепко ли и цело ону и церковные предания содержит,
известие имели. Аще же кто из новопросвещенных не цело храняй православную
нашу веру и церковные предания явится, и такового в дальные наши
грады, на Терек и в Сибирь ссылати. Аще же кто явится в держании
своей прежней веры или ереси, из нее же пришел есть к православной
вере, а нашей веры в хулении, и таковый да сожжется без всякого
милосердия" (пункт 13).
"Аще кто от чуждоземцев и русских людей при пиршестве, или
во ином каковом ни буди месте, при достодолжных свидетелях, православную
нашу христианскую веру или церковные предания хулити и укорительная
каковая словеса о ней глаголати имать, и таковаго на суд во оном
деле отдавати блюстителю училищ со учителями. И аще кто в хулительстве
нашея веры, или церковных преданий во укорительных словесах по суду
явится, или во отрицании призывания святых в помощь, и святых икон
поклонения и мощей святых почитания обличится, и таковый без всякого
милосердия сожжен да будет" (пункт 15).
Экспонат.6
"Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845
года.
"184. Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном,
дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь,
или ругаться над священным писанием или святыми таинствами, тот
подвергается:
лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах
на время от шести до восьми лет, а если он по законам не изъят от
наказаний телесных, и наказанию плетьми через палачей в мере, определенной
статьею 21 сего Уложения для шестой степени наказаний сего рода
[от сорока до пятидесяти ударов], с наложением клейм. Когда сие
преступление учинено не в публичном собрании, но однако же при свидетелях
и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный
приговаривается:
к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших
местах Сибири, а если он по закону не изъят от наказаний телесных,
и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею
22 сего уложения для первой степени наказаний сего рода [от двадцати
до тридцати ударов].
185. Кто будучи свидетелем произносимого в публичном месте с умыслом
богохуления, или поношения святых угодников, или же дерзкого, с
намерением поколебать в ком-либо веру, порицания христианского закона
вообще, или в особенности церкви православной, или же ругательства
над священным писанием и святыми таинствами, не даст о том знать
надлежащему начальству для прекращения соблазна, тот за сие подвергается:
заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года, или
аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам,
более или увеличивающим или уменьшающим вину его".
(Российское законодательство X - XX веков. Т. 6. Законодательство
первой половины XIX века / Отв. ред. Чистяков О. - М.: Юридическая
литература, 1988)
Экспонат 7
"Устав князя Ярослава о церковных судах" (Древнерусские
княжеские уставы XI - XV вв. - М.: Наука, 1976).
"Аще кто пострижет кому главу или бороду, митрополиту 12 гривен,
а князь казнит" (ст. 32). "Аще кто поганое ест по своей
воле, или кобылину, или медвежатину, или иное что отреченное, митрополиту
в вине и в казни" (ст. 50).
По тому же Уставу в ведении церковных судов находился такой специфический
вид религиозных преступлений, как любовные связи с иноверцами: "Аще
жидовин или бесерменин будет с русскою, на иноязычницъх митрополиту
50 гривен, а русскую поняти в дом церковный"*.
(*Церковный дом предполагал особо суровое заключение с епитимьей,
"крепкое и строгое житие". Сроки заключения - вплоть до
пожизненного. Историк Б. А. Романов отмечает, комментируя применение
того же наказания к матери-детоубийце: "Что это был за "дом
церковный" легко представить по оговорке: "а чим ю род
окупит" (если родня не выкупит). Предполагалось, что родня
не остановится перед расходами, только бы вызволить свою из беды,
которая надвинулась на нее в виде "дома церковного"".
Следует учесть, что в отличии от детоубийцы, для женщины, сошедшейся
с иноверцем выкупа не предусматривалось).
Мужчине - наказание значительно мягче: "Аще кто с бесерменкою
или с жидовкою блуд створит, а не лишится [разойдется] - от церкви
отлучится и от христиан, а митрополиту 12 гривен".
Да что там наши Ромео и Джульеты. Тот же "Устав князя Ярослава
о церковных судах" карал просто тех, кто "ест и пьет"
"с некрещеным или иноязычником" (без конкретного наказания
- "митрополиту в вине" - ст. 52). В 1585 году Борис Годунов
обратился в Англию с просьбой прислать акушерку и искусного врача
для его сестры, русской царицы Ирины Федоровны (ибо та, хотя "часто
бывала беременна, но не имела детей" (Горсей)). Елизавета исполнила
просьбу, послав даже своего лейб-медика. Но "обращение к иноверцам
и еретикам вызвало раздражение истинно православных людей. Из благочестивых
побуждений бояре и попы возражали против того, чтобы еретическая
"дохторица" помогала рождению царского ребенка" (Скрынников
Р. Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. - Смоленск: Русич, 1997.
- С. 32). Акушерка-протестантка не была допущена к царице. Традиция
продолжалась на протяжении всего средневековья - - уже в конце 17
века патриарх Иоаким объявлял грехом обедать вместе с иноверцами,
обращаться за помощью к немецким врачам и выступал против "еллинского,
еретического, гнусного обычая" брить бороду (к. и. н. Наумов
О. Как патриарх Иоаким оказался родственником римских пап // Историческая
газета. - 1998. - № 8. - С. 12).
Экспонат 8
какого времени в России стало можно быть атеистом.
В 1906 году солдат Никифоров назвал себя атеистом. Бригадный священник
А. Райков донес начальству. Ответ православного Синода был следующим:
"Точный смысл высочайшего указа за 17 апреля 1905 г. устраняет
всякую возможность принятия каких-либо репрессивных мер относительно
лиц, объявивших себя атеистами, пока последние не приступят к учинению
действий, известных в законодательстве под именем "совращения
православных в иное вероисповедание, учение или секту" (ЦГИА,
Ф. 797, оп. 76, II отд. 3-й стол., д. 464, л. 15-16).
17 апреля 1905 года было принято Постановление "Об укреплении
начал веротерпимости"
http://www.state-religion.ru/cgi/run.cgi?action=show&obj=1202
Как видно, из цитированного документа - наказания за распространение
атеистических взглядов сохранились и позже.
Экспона 9
Когда в 1867 г. журнал "Москва" осудил преследования лютеран,
ему было вынесено предупреждение с откровенной формулировкой: за
"порицание правительственных мер взыскания, которому подверглись
лифляндская евангельски-лютеранская консистория и пастор-пробст,
- порицание под видом желания обоюдной свободы борьбы между православием
и протестантизмом, хотя это желание не соответствует действующим
относительно православной церкви узаконениям" (В. Розенберг,
В. Якушкин. Русская печать и цензура. - М.: Изд-е бр. Сабашниковых,
1905. - С. 234).
Действительно, государство активно помогало церкви в борьбе с зарубежными
проповедниками. "Знаете ли вы, что в Астрахани еще очень недавно,
несколько лет тому назад были английские миссионеры. Это не были
наши пьяные священники… Тихо и скромно жили они здесь, русские очень
мало заботились их пребыванием, многие и вовсе не знали этого, но
духовенству стало обидно, наконец, и их вытеснили. Они, миссионеры,
удалились на Кавказ, но правительство вытеснило их и оттуда"
(Аксаков И. С. Письма из провинции. Присутственный день в уголовной
палате. - М.: Правда, 1991. - С. 106).
Экспонат 10
Тюремное заключение - еще не самое грустное. В это же время были
и случаи насильственного отбирания детей у родителей, не желающих
крестить их по православному обряду. Два случая, которые прошли
с благословления о. Иоанна Кронштадтского (в 1990 году причислен
к лику святых): у толстовца Хилкова ("за то, что Хилков не
крестил их по христианскому обряду" - толстовцы считали церковный
обряд, по которому "для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел
в рай, нужно помазать его маслом выкупать с произнесением известных
слов" - "грубым суеверием и колдовством") и у Паниной
(тоже за то, что "дети ее не обмокнуты"). Последний случай
вызвал особенное негодование Лескова: "И, вот, вообразите же,
никто не возвысит голос и не оценит, как это опасно - отрывать детей
от сердца матери. Тупость мешает это представить себе, а одно слово,
что "отец Иоанн благословил" - все примиряет. "Так
и надо". Я кипячусь и ссорюсь; и иначе не могу, и даже, кажется,
не хочу иначе. У всех так и поперла поповская отрыжка" (См.
письмо Толстого - Лескову от 10 дек. 1893 г. и ответное письмо Лескова
от 14 дек. 1893 г.).
|