АТЕИСТЫ И СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ
Писатели, поэты, философы.
Айзек Азимов
(1920 - 1992)
Американский писатель-фантаст, атеист, популяризатор науки. Подробнее
БЕЛЯЕВ, Александр Романович
(1884-1942).
Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ. Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Подробнее
Бакунин Михаил
"Революционная анархистско-социалистическая концепция была изложена Бакуниным еще в 1868 г. "Наша программа", опубликованная на страницах русской эмигрантской газеты, четко формулировала задачи освобождения умственного (распространение в народе атеизма и материализма), социально-экономического (передача средств производства земледельческим общинам и рабочим ассоциациям) и политического (революционная замена государственности свободной федерациею вольных рабочих как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей")" подробнее
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)
Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут».
подробнее
Гайдар Аркадий
Горький М.
http://maximgorkiy.narod.ru/tolstoy.htm
"Во избежание кривотолков должен сказать, что религиозное творчество я рассматриваю как художественное; жизнь Будды, Христа, Магомета — как фантастические романы".
Горький своё мнение высказал ясно: "я, не верующий в бога" (М. Горький. Лев Толстой // Собр. Соч. Т. 3. - С. 268).
Зощенко
"Голубая книга" ( "Деньги" (15-18), "Коварство" (15-22))
Альбер Камю
- французский мыслитель, драматург, один из основателей французского "атеистического" экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Он является одним из самых сложных, серьезных писателей 20 века.
Лермонтов М. Ю
Век наш - век безбожный;
Пожалуй, кто-нибудь, шпион ничтожный
Мои слова прославит, и тогда
Нельзя креститься будет без стыда
И поневоле станешь лицемерить,
Смеясь над тем, чему желал бы верить [1,III,412].
Подборка стихов.
Ницше Фридрих Вильгельм
Подробнее
Налбандян Михаэл Лазаревич
1829 Микаэл Лазаревич НАЛБАНДЯН (Михаил НАЛБАНДОВ)(1829 - 12.04.1866, Камышин), армянский писатель, публицист, философ, зачинатель армянской реалистической критики и эстетики. Воинствующий атеист, он писал свободолюбивые стихи и антирелигиозные поэмы, переводил Пушкина, Лермонтова, Гете и Беранже и главным объектом художественного познания считал человеческую жизнь.
НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) (1829-66) , армянский писатель, философ. Зачинатель армянской реалистической критики и эстетики; роман "Одному - слово, другому - невесту" (1858); сатирический "Дневник" (1858-60); антирелигиозная поэма "Похождение праотца" (1864); гражданская лирика. В публицистическом произведении "Земледелие как верный путь" (1862) отстаивал идеи крестьянского социализма.
((Источник - http://dictionaries.rin.ru/cgi-bin/see.pl?sel=word&word=&page=2755 (Большой Энциклопедический Словарь))
Некрасов Н.А.
Некрасов Н.А. ??
был ПЕРВЫМ русским литератором, который завещал похоронить себя по ГРАЖДАНСКОМУ обряду
Окуджава Булат
из его последнего интервью - http://www.lebed.com/1997/art126.htm
"Вы религиозный человек?
- Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере".
Перумов Ник
"Я ведь убежденный атеист. Мало того, я считаю, что Россию во многом погубило христианство. Даже написал об этом рассказ "Русский меч", его долго боялись печатать -в том же "Если", например, отказались, в "Азбуке"... Ведь у нас теперь новая цензура". Подробнее
Писарев Дмитрий Иванович (1840 - 1868)
Русский критик, философ-материалист. Являлся пропагандистом естествознания. На первый план выдвигал утилитарную ценность произведения. подробнее
Пушкин А.С.
В 1824 году затеялось известное обвинение Пушкина в сочувствии атеизму, выраженном в частном письме. Криминальное письмо (адресованное, как считается в литературоведении, Кюхельбекеру и отправленное весной 1824 г. из политической ссылки в Одессе) гласило: «читая Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира. Ты хочешь знать, что я делаю – пишу пестрые строфы романтической поэмы – и беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил. Он исписал листов 1 000, чтобы доказать, qu’il ne peut exister d’etre intelligent Createur et regulateur [что не может быть существа разумного, творца и правителя (фр.)], мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастью, более всего правдоподобная».
Сочувствие, как видим, достаточно умеренное («единственный умный афей», «к несчастью»), но тем не менее, после прочтения письма почтовой цензурой, над Пушкиным грянула буря. С письмом ознакомился император. В Одессу полетел отзыв венценосного читателя в передаче министра иностранных дел графа Нессельроде: «он слишком проникся вредными началами, так пагубно выразившимися при первом выступлении его на общественном поприще. Вы убедитесь в этом из приложенного при сем письма [цитировалось выше]… Вследствие этого, Его Величество, в видах законного наказания, приказал мне исключить его из списков чиновников министерства иностранных дел [юный Пушкин находился на одной из самых низших ступеней чиновной лестницы - коллежского секретаря] за дурное поведение; впрочем, Его Величество не соглашается оставить его совершенно без надзора, на том основании, что, пользуясь своим независимым положением, он будет, без сомнения, все более распространять те вредные идеи, которых он держится, и вынудит начальство употребить против него самые строгие меры. Чтобы отдалить, по возможности, такие последствия, император думает, что в этом случае нельзя ограничиться только его отставкою, но находит необходимым удалить его в имение родителей, в Псковскую губернию, под надзор местного начальства» (А. В. Наумов. Посмертно подсудимый. М.: Российское право, 1992. – С. 74-75). Следующие два года, вплоть до смерти Александра I и несколько дольше, Пушкин провел в ссылке в селе Михайловском, где духовный надзор за ним был поручен местному священнику Л. Е. Раевскому, отнюдь не манкировавшему своими обязанностями. Из записок И. И. Пущина: «Среди этого чтения [рукописи «Горя от ума», привезенной в подарок поэту] кто-то подъехал к крыльцу. Пушкин взглянул в окно, как будто смутился и торопливо раскрыл лежавшую на столе Четью-Минею [Сборник житий святых]. Заметя его смущение и не подозревая причин, я спросил его: «что это значит?» Не успел он ответить, как вошел в комнату низенький, рыжеватый монах и рекомендовался мне настоятелем соседнего монастыря… Мне неловко было за Пушкина: он, как школьник, присмирел при появлении настоятеля. Я ему высказал мою досаду, что накликал это посещение. «Перестань, любезный друг! Ведь он и без того бывает у меня, я поручен его наблюдению. Что говорить об этом вздоре!» (Пущин И. И. Записки о Пушкине. – М., 1984. – С. 57).
Должен заметить, что нет никакой уверенности в том, что Пушкин всю жизнь видел в атеизме систему хотя не утешительную, но более всего верную. Однако, многие его стихи, как минимум, говорят о большом вкладе Пушкина в идеи свободомыслия в России. - Подборка стихов
Ренан Эрнест
(Renan, Ernest) (1823–1892), французский историк и философ. Жозеф Эрнест Ренан родился 27 февраля 1823 в Трегье (Бретань). Намереваясь стать священником, Ренан поступил в малую семинарию в Париже, а затем в большую семинарию св. Сульпиция. В 1845, когда он утратил веру, он оставил семинарию и продолжил образование в Сорбонне. Подробнее
Марк Твен (1835-1910), американский писатель:.
"Религия - это верование в нечто, о чем вы знаете, что оно не является правдой."На вопрос: "Не боитесь ли Вы смерти?" Марк Твен ответил:
"Абсолютно - нет! Особенно, если учитывать тот факт, что я был мертвым миллионы и миллионы лет до того времени, как родился на свет. От той смерти я не испытывал ни малейших неудобств!"
Жан-Поль САРТР
(1905-80), французский философ и писатель:
"Если бы Бог и существует, - чего я не допускаю, - Его существование надо было бы отрицать, поскольку идея Бога враждебна нашей свободе. Не в Боге, а в человеке мы должны видеть воплощение подлинных высших идеалов добра и свободы."
Тургенев И.С.
"В мистицизм я не ударился и не ударюсь; в отношении к богу я придерживаюсь мнения Фауста:
Кто на поверку,
Разум чей
Сказать осмелится: "Я верю"?
Чье существо
Высокомерно скажет: "Я не верю"?"
(28 апр. 1862 г.)
"теперь действительно поставлен вопрос о том, кому одолеть: науке или религии?"
(12 дек. 1867 г.)
(И. С. Тургенев. Собр. соч. Т. 12. Письма, стр. 344, 382)
Афанасий Фет
Атеистом Фет остался до конца жизни. Когда, незадолго до его смерти, врач посоветовал жене Фета вызвать священника, чтобы причастить больного, она «ответила, что Афанасий Афанасьевич не признает никаких обрядов и что грех этот (остаться без причастия) она берет на себя».
Фет был скептик, возможно, потому, в отличие от многих своих сверстников, он не увлекался не только религиозно-философскими концепциями, но и социальными утопиями.
Подробнее
Чапек Карл
Подробнее
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889)
Русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ.- подробнее
Чехов А. П.
"В 1903 году С.П. Дягилев предложил ему быть редактором журнала "Мир искусства". Чехов ответил отказом: "Как бы это я ужился под одной крышей с Д.С. Мережковским, который верует определённо, верует учительски, в то время, как я давно растерял свою веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего"". Подробнее
Шолохов М.
"В.А. Юдин уверяет нас, что "М. Шолохов был убежденным атеистом и материалистом, но - не воинствующим безбожником" (с. 22) и что "православные искания как высшая духовная ипостась объективно водили пером М. Шолохова независимо от того, каких идеологических, политических, философских и прочих устремлений этого ряда он придерживался на момент создания эпопеи <...>" (Юдин В.А. Православно-христианский аспект эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон"; с. 26)."
http://nlo.magazine.ru/archive/171.html
Томас Эдисон (1847-1931),американский изобретатель:"Религия - - это бездонная яма".
"Я никогда не встречал ни малейшего научного доказательства, подтверждающего религиозные веру в ад и рай, в жизнь после смерти или в существование личного Бога."
|