Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....

 

АТЕИСТЫ И СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ

Чапек (Capek) Карел (1890—1938)
Сказки

Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова «робот» — но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма. Но и автор детективно-философских рассказов и серии «Апокрифов», полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию «Титаника». Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века. Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек — Карел Чапек.

Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты — сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником — авангардистом издал первую книгу рассказов — «Сад Краконоша» (1918).

Во время Первой мировой войны Карел Чапек журналистом — в газетах «Narodni listy» и «Lidove noviny», продолжив тем самым традицию — ведь многие чешские писатели, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой. Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера «Зона» — своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы «R.U.R.» (1920) — о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово «робот».

Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других — «Из жизни насекомых», «Адам — творец» (1927), «Средство Макропулоса» (1922), наконец, в 1937 — произведений, исполненных явного антифашистского пафоса — «Белая болезнь» и «Мать».

Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и «Апокрифы» (1932), и 2 книги детективных рассказов — «Из одного» и «Из другого кармана» (1929). Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов «Разговоров с Т.Г.М.» — в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.

Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы — «Фабрика абсолюта» (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, «Кракатит» (1924), «Гордубал» (1933), «Поветронь», «Обычная жизнь» (1934), а также знаменитая «Война с саламандрами» (1936), которая удивит любого — кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого — актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…) В романе традиционный для Чапека протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами.

Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека — скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Hosted by uCoz