Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....
"ОСТОРОЖНО, КЛЕРИКАЛИЗМ"

 

НАСИЛЬСТВЕННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Экспонат.1
19 в. Заполярье. "Миссионеры разъезжали по тундре, отыскивая кочевья ненцов и эскимосов, сокрушали и сжигали их кумиры, повсюду водружая православные кресты. Архимандрит Сийского монастыря В. Смирнов пробрался на о. Вайгач, где сокрушил "главного идола" и до 400 "малых" (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С. 133).
Экспонат.2
"Обращаемые" не всегда понимали смысл действий вандалов. Отчет Красноярского миссионерского общества за 1904 г. повествует о том, как миссионер иеромонах Платон брал у языческих жрецов "всяких чертей и шайтанов, и парки, и бубны", а язычники понимали дело так, "что он, верно, сам хочет шаманить, наибольшим шаманом хочет быть" (Православный благовестник: Орган православно-христианской внешней миссии. - 1916. - № 2-3. - С. 163).
Экспонат.3
Ненависть православных вызывали также и священные места язычников - в кон. 19 в. по требованию миссионеров были взорваны священные скалы бурят на р. Иде у подножия горы Шаманка и на р. Лене вблизи Верхоленска (Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири / АН СССР, Институт этнографии. - Л.: Наука, 1979. - С. 138).
Экспонат.4
Любопытный способ убедить креститься - крещение было способом избежать наказания за любое преступление, кроме измены: "А который татарин дойдет до вины и убежит к нему, архиепископу, от опалы, от каковы ни будет, опричь измены, и похочет креститись, и ему тех татар принимать и держать их у себя бережно... боярам, и воеводам и диаку до указу никак не отдавать" (История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 214).
Экспонат.5
Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири / АН СССР, Институт этнографии. - Л.: Наука, 1979. - 226 с.
"Миссионерство в Сибири прошло долгий путь, отмеченный на разных этапах разными приемами, методами, средствами: от насильственного крещения и уничтожения традиционных культовых атрибутов, гонений и преследований тех, кто продолжал упорно держаться своих исторически сложившихся религиозных убеждений (XVIII век) [ссылки на первоисточники], до добровольного принятия православия в 19-20 вв." (С. 3).
Впрочем, добровольность даже в кон. 19-нач. 20 вв. относительная.
Краевед о Енисейской губернии: "Христианство, принятое в силу вынуждения или соблазна мирскими выгодами, скользнуло только по инородцу, ничуть не возбудив в нем порыва к новой духовной жизни; он остался и теперь таким же язычником, каким был до своего крещения. Нет чума или юрты, даже у христиан, где в потайном месте не хранился бы домашний идол, так сказать, пенат - хранитель дома, хотя тут же имеется на видном месте деревянная или медная икона какого-нибудь православного святого" (Латкин Н. В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. - СПб., 1892. - С. 143). Из отчета об экспедиции по Амуру: "Глядя на эти цифры [количество крещенных], казалось бы велики заслуги миссии перед церковью, но когда вглядишься во внутреннюю жизнь, то с грустью приходится сознаться, что у православной церкви среди этих инородцев нет ни одного христианина, а есть лишь инородцы, зарегистрированные в церковные книги. Этим начинается, этим и кончается деятельность наших миссий, а инородцы по своим внутренним убеждениям остаются все те же… "Сказывает батька, по русскому закону все должны быть крещены, и мы крестимся, а вера все равно у нас своя" (ЦГИА, ф. 391, 1908 г., оп. 3, д. 1181, л. 197-198).
Экспонат.6
Из "Повести о честном житии благоверного и благородного и христолюбивого государя царя и великого князя Федора Алексеевича всея Русии, о его царском благочестии и о добродетельном исправлении, о святом его преставлении. Писано смиренным Иовом патриархом Московским и всеа Руси" (кон. 16 в.)
"Сибирскую страну всю и живущих в ней злочестивых сыроядцев себе рабы сотвори и всю землю их облада и многие от них свои царские уроки и дани по по вся лета приимая, и тамо нечистые и бесовские службы их разори" (ПСРЛ. Т. 14. - С. 4).
"Вскоре повеле Ивангород от нечестивых истребити и всяких языческих богомерзких гнусов повеле очистити" (Там же. - С. 8). "Во грады же Копорье и Яму такоже посылаше избранных воевод своих и с ними многое воинство, да и тамо же такоже грады от нечестивых очистят" (Там же. - С. 8)
"Царь же и великий князь Федор Иоаннович всея Руси вскоре посылает в Корелу царского своего синклита неких от бояр и повелевает тамо капища языческие разорить и идолы сокрушить" (Там же. - С. 10).
Автор текста патриарх Иов причислен к лику святых в 1989 г., в т. ч. за "заботу о благоустроении Русской Церкви и о христианском просвещении народов Сибири".
http://www.fond.ru/calendar/89.htm
Экспонат. 7
Именной указ Петра I (6 декабря 1714 года) сибирскому митрополиту Феодору: "Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, у остяков, у татар и у якутов и о крещении сих народов в христианскую веру" (Полное собрание законов, том V, С. 133). "По сему указу ехать тебе богомольцу нашему во всю землю вогульскую и в остяцкую и во все уезды и в татары и в тунгусы и в якуты и в волостях их где найдешь их кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилища, и то по сему нашему великого государя пожечь, а их вогуличей и остяков и татар и всех иноземцев божиею помощью и своими труды приводить в христианскую веру и о том явить им словесно и сей наш указ сказать: и которые вогуличи и остяки и татары и все иноземцы крестятся, тем нашего царского жалованья давать холст ко крещению, на рубаху, и ясаку им льгота будет".
В 1722 году Сенат издал указ о налоговых льготах крещеным черемисам (марийцам): "Яранского уезда новокрещеным черемисам, за восприятие христианской веры, во всяких государственных податях и в изделиях, буде им с восприятия христианской веры по указу на урочные годы не дано, дать им льготы впредь на три года. А как те урочные выйдут: и с ними брать всякие подати с другими наряду, как его императорского величества указы повелевают" (Полное собрание законов. Т. 4, № 4048. - С. 736).
Экспонат. 8
Письмо Батырши Елизавете Петровне. - Уфа, 1993
"В Казанской, Оренбургской, Сибирской и Тобольской губернии магометанского закона людей русские архиреи, попы и другие насильством, нападками, лукавством и обманом до крайней возможности из магометанской веры в христианский закон обращают, написывая им прошении якобы по их просьбе и желанию написанных к которым и тамги [знак, заменяющий подпись] прикладывать принуждают. И то бедные люди когда о таком насиловании и нападках, приходя к командирам, жалобу приносят…, в таком случае никакого прошенья от них не принимают почему в вечной обиде остаются. Из магометанской же веры за приведенных в закон христианской ясак и прочие службы на оставшихся в магометанской вере твердо, состоят и, тем уничтожая их, издревле небывалую на них тягость налагают".
Экспонат. 9
Соловьев о 1745 годе:
"мордва той же Терюшевской волости подала просьбу императрице, что епископ Димитрий насильно принуждает ее к принятию христианства, держит многих под крепким караулом в кандалах и колодках, бьет мучительски, смертно; многих и в купель окунали связанных и крест надевали на связанных же; кладбища их и моленные амбары архиерей все пожег и дома разорил, от чего многие разбежались и живут в лесах, оставшиеся пришли в конечное разорение, так что податей и помещичья доходу стало платить нечем. По выезде своем из их волости Димитрий оставил протопопа, который бьет их и мучит, а губернская канцелярия правит на них подушные доимочные деньги 7000 рублей будто за принявших православную веру. Сенат приказал: так как в Терюшевской волости осталось мало некрещеных и 7000 заплатить нельзя, то подождать взыскивать до будущего разрешения; в Синод сообщить ведение, чтоб отнюдь принуждения к вере не было, и Синоду рассмотреть дело по мордовской челобитной (Evgeny: в сети нет ссылок на источники, добавляю - ЦГАДА, ф. 248, Сенат, кн. 2242, л. 166-181). Но кроме мордвы роковой Терюшевской волости и чуваши Ядринского и Курмышского уездов подали просьбу императрице на игумена Неофита, на курмышского протопопа Киприанова, на двоих дьячков и крестьян Дудина монастыря, что били их мучительски, разоряли и крестили неволею" (ЦГАДА, Ф. 248, Сенат, кн. 2239, л. 108-110 об.)
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/soloviev/solv22p1.htm
Экспонат.10
Характерен, с этой точки зрения, итог работы сибирских миссионеров: в 1898 г. духовное начальство признало, что "судя по отчетам оо. миссионеров, дело Иркутской духовной миссии, как по условиям своего настоящего существования, так и по тем результатам, каких оно достигло, стоит далеко не на высоте своей задачи" (ПБ. - 1899. - № 19. - С. 84), а сразу же после октябрьского манифеста 1905 года вышел большой скандал - христиане-буряты подали коллективное прошение о возвращении "к вере отцов" (ПБ. - 1916. - № 2-3. - С. 191)) Все ли миссионеры были похожи на своих коллег из Иркутской православной миссии? Нет, конечно. Привожу вполне приличную историю крещения одной милой девушки (Свящ. Иоанн Никольский. Крещение киргизки: Из записок миссионера за 1895 год):
"12 ноября утром я получил бумагу из Долгонского станичного правления следующего содержания: "Дочь киргиза Аккумской волости, Калыбая Пашкина, Замилля изъявила желание принять православие и желает, чтобы св. крещение было совершено в самом непродолжительном времени". Очень обрадовался я этому известию. Замиллю я знал еще с 1891 года. Она училась в Черемуховском начальном училище (в 20-ти верстах от Долони), и наравне с другими учила молитвы и Закон Божий. Я беседовал с ней и советовал креститься. Она же почему-то не решалась на это, хотя не скрывала своего желания принять крещение. Ни одного праздника нашего, ни одной службы священника в молитвенном доме за всё время учения Замилля не пропускала. Все считали ее за свою "русскую", называли "Таня", что ей весьма нравилось, а киргизское имя свое она не любила и обижалась, когда кто называл ее по-киргизски.
Киргиз-жених перестал платить калым за то, что Замилля сторонилась не только от него, но избегала и вообще киргизов, ее общество обыкновенно составляли - учительница и русские подруги-девушки. Однако же киргизы не упускали ее из виду и стали чаще и чаще поговаривать, что жених приедет воровать Замиллю, как только станет Иртыш. Года, по киргизскому обычаю, ей вышли: ей немного не достает до 15 лет, а у киргизов нередко выдают даже 10-12 летних… Эти слухи в связи с некоторыми другими обстоятельствами придали больше решимости Замилле и она уже целый месяц хлопотала о своем крещении".
Экспонат.11
Случай, когда светская власть умерила пыл духовной - попытка массового крещения бурят-буддистов в Сибири накануне приезда наследника престола: "крещение насильное, с облавами в лесах, с побоями, истязаниями, даже над беременными женщинами, совершалось полицией по требованию местного духовенства [миссионеров иркутской Православной миссии - решили устроить наследнику подарок, крещение мужчин-буддистов именем Николай]" (дневник князя Мещерского, 11 февр. 1892 г.). Когда известия "об ужасных насилиях совершавшихся для обращения буддистов в православие" проникли в печать, вмешался губернатор Восточной Сибири Горемыкин и прекратил безобразие.

Экспонат. 12
Отчет Православного миссионерского общества за 1898 год // Православный благовестник: Издание православного миссионерского общества. - 1899. - № 17. - С. 55-56
"Комитет, к прискорбию не достиг тех результатов, какие надеялся получить от миссионерских школ: инородческие дети в школах обучались, но христианства не принимали, исключая редких, единичных случаев. Правда, за последнее время инородцы весьма сочувственно относились к школам и охотно в них обучали своих детей, но вместе с тем и слишком ревниво оберегали свою языческую веру, подстрекаемые в сем случае противниками христианства - языческими жрецами и магометанскими муллами". "Комитет в отчетном году решил отказаться от содержания миссионерских школ, чтобы затрачиваемые на этот предмет средства с большей пользой употребить на учреждение института особых миссионеров для борьбы с пропагандою магометанства и язычества".
Экспонат.13
19 в. Заполярье. "Миссионеры разъезжали по тундре, отыскивая кочевья ненцов и эскимосов, сокрушали и сжигали их кумиры, повсюду водружая православные кресты. Архимандрит Сийского монастыря В. Смирнов пробрался на о. Вайгач, где сокрушил "главного идола" и до 400 "малых" (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С. 133).
"Обращаемые" не всегда понимали смысл действий вандалов. Отчет Красноярского миссионерского общества за 1904 г. повествует о том, как миссионер иеромонах Платон брал у языческих жрецов "всяких чертей и шайтанов, и парки, и бубны", а язычники понимали дело так, "что он, верно, сам хочет шаманить, наибольшим шаманом хочет быть" (Православный благовестник: Орган православно-христианской внешней миссии. - 1916. - № 2-3. - С. 163).
Ненависть православных вызывали также и священные места язычников - в кон. 19 в. по требованию миссионеров были взорваны священные скалы бурят на р. Иде у подножия горы Шаманка и на р. Лене вблизи Верхоленска (Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири / АН СССР, Институт этнографии. - Л.: Наука, 1979. - С. 138).
Экспонат.14
В современной хрестоматии приводятся отрывки из Доклада иркутского архиепископа Серафима от 6 октября 1913 г. о том, какими методами в 70-е гг. 19 в. распространяли христианство среди бурят.
"инородческое население Тункинского края (на юге Иркутской губернии) в половине своей числилось уже православным, т. е. было крещено, хотя и продолжало жить по старой вере, по обычаям ламаизма и шаманства. Крещеные буряты вступали в брак с язычниками, последние женились на крещеных. Детей своих крещеные всеми силами старались скрыть от крещения (…)
Лиц, оказывающих содействие при крещении бурят, т. е. всякого рода властей, по-прежнему награждали подарками, медалями и орденами" (С. 295).
Обратили внимание, что часть текста современный составитель заменил многоточием? Проверил данную им ссылку (на сборник архивных документов) и увидел, что за многоточием, в числе прочего, скрывается следующая любопытная информация:
"Тех инородцев, которые не желали принять крещение, крестили силою, при помощи полицейских чиновников и родовых инородческих властей. Также крестили и скрываемых от крещения детей крещеных родителей. К насильственному крещению побуждали миссионеров начальники миссии и епархиальное начальство".
"Дело убеждения, воздействия нравственного для миссионеров или не под силу, или же кажется ему очень сложным и хлопотливым, почему он и прибегает к легкому для себя и более верному средству: к помощи полицейских или местных инородческих властей. Всесильные в то время земские заседатели по приказанию губернаторов и генерал-губернаторов оказывают миссионерам всяческое свое содействие и решительно принуждают местных инородческих властей в точности исполнять свои распоряжения.
Получив от миссионеров список некрещеных, скрытых от крещения детей и жен крещеных инородцев, земские заседатели сгоняют таковых в одно место, где и совершается огульное крещение детей вместе со взрослыми (отношение земского заседателя 3-го участка Иркутского округа от 3 декабря 1874 г.)".
"Новокрещеным выдавались деньги - на маленьких по 20 коп., а на взрослых - от одного до пяти рублей на человека; кроме того, щедро раздавались платки, халаты, рубашки и т. п. Эти подарки были большою приманкою для бурят. При крещении целой семьи, особенно многолюдной, одних денег приходилось на семью от 30 и более рублей. Из-за получения денег многие охотно принимали крещение, а некоторые крестились по два и по три раза"
"В этот же период [70-е гг. 19 в.] делались распоряжения об отобрании у крещеных инородцев предметов их языческого религиозного почитания. В силу распоряжений миссионеры являлись в юрты крещеных бурят, силой отнимали у них "бурханов" и "онгонов" (изображения ламаитских божеств)" (Доклад иркутского архиепископа Серафима от 6 октября 1913 г. // История России 18-19 вв.: Хрестоматия. - М.: Вербум-М, 2003. - С. 295-296).
Экспонат.15
Из "Сибирской истории с самого открытия Сибири" ученого 18 века И. Э. Фишера (речь идет о язычниках-кызыльцах)
"Все насильственно окрещены Филофеем [митрополитом Тобольским] в годы 1716-1717. Церемония происходила зимой. В реке вырубалась большая прорубь, кандидат стоял по брюхо в воде, а поп брал их за голову и трижды окунал в воду. После этого им надевали кресты".
"Они так озлоблены, что после крещения хотели перерезать себе горло, но это сделали лишь немногие, потому что страх смерти был все же сильнее их недовольства".
(Цит. по Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л.: Наука, 1979. - С. 180, 181)
Экспонат 16
Из Отчета III отделения за 1836 год: "О расположении умов. В белорусских губерниях заметно какое-то чрезмерное домогательство обращать униатов в православие. Тамошнее начальство, конечно, думает угодить этим правительству, но что оно производит? Волнения и беспорядки между крестьянами. Тогда прибегает к силе для приведения их в повиновение и наконец с торжеством доносит, что столько-то сотен крестьян добровольно приняли христианство"
(Хрестоматия по истории СССР / сост. проф. П. П. Епифанов. - М.: Просвещение, 1980. - С. 254-255).
Экспонат 17
Благоразумному жандарму не удалось повлиять на императора и в 1839 году последовало насильственное воссоединение большей части униатов с православной церковью. При подготовке "воссоединения", епископ Смарагд откровенно заявлял: "Одной проповедью и похвальбою православия ничего взять нельзя. Теперь не апостольские времена" (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917 / МГУ им. М. Ломоносова. - М., 2003. - С. 205).
Экспонат 18
Уния была официально запрещена на всей территории России, кроме трех польских губерний: Люблинской, Сувалкской и Седлецкой. "Обычными были сцены, когда полицейские власти выбрасывали церковные униатские предметы из храмов, а затем начинали чуть ли не поголовное сечение упорствующих до тех пор, пока последние не подписывали заявлений о своем "согласии" перейти в православие. В наиболее "беспокойных" приходах войска оставались до тех пор, пока прихожане, разоряемые постоями, не изъявляли "добровольного согласия" подчиниться требованиям православных и светских властей" (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С. 206-207).
Экспонат 19
Кстати, из истории православных переходов в иную веру.
В 1697 году объявил о своих симпатиях католицизму юный дьякон Петропавловской церкви в Москве Петр Артемьев. Донос на него подал священник той же церкви, добавивший, что "и многие вослед него уклонились". Новоявленный католик, в числе прочего, выступал против пыток старообрядцев. Патриарх Адриан, как кажется, не хотел раздувать дела. Начав с угрожающего: "Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь", он затем передал Петра на исправление его родителю - суздальскому священнику: "добрый человек, сказывают, отец у него". Петр, однако, не унимался и был сослан в монастырь. Собравшийся церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению. В итоге молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище" (Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381).
Экспонат 20
Обращение униатов в Седлецкой губернии (Кони)
http://nadzor.vvsu.ru/analit/show_a.asp?id=297
"О каких принципах веротерпимости могла быть речь, когда турки лишь не позволяли звонить в колокола, а мы в Седлецкой губернии силою и обманом обращали в православие униатов и проливали их кровь, когда они не хотели отдавать последнее имущество, описанное за недостаточно поспешное обращение "в лоно вселюбящей матери-церкви?"...
А чем кончилось?
http://vselenstvo.narod.ru/library/eastwest/part03/chapter08.htm
"17 апреля 1905 года издан декрет о веротерпимости, разрешавший православным свободно переходить в иные исповедания, в т.ч. и в римское католичество. Были разрешены все исповедания, кроме униатства и изуверских сект. В местечки и села Западного края (современная Украина и Беларусь) сразу же стали распространяться листовки с призывом к бывшим униатам переходить в римское католичество. Польские помещики обязались материально поддержать переходящих. В Холмщине в латинство перешли все упорствующие, государственное православие потеряло свыше 200 тыс. душ. Перешедшим объяснили, что теперь они сменили не только исповедание, но и национальность".
Напомню, что после того же Манифеста 1905 года из РПЦ вышли новокрещеные буряты.
Казалось бы, миссионеры, прибегавшие к силе, занимались monkey business (то есть мартышкиным трудом). Но, вопрос, а что было бы если Манифеста не последовало? Ответ был дан еще на заре христианства:
http://www.kulichki.com:8105/moshkow/HRISTIAN/ATH/gallery.txt
"История сохранила нам одно высказанное святым Григорием положение,
которое стоит здесь привести. Оно очень хорошо вскрывает истинный дух церкви и скрытые пружины ее политики преследования еретиков. Святой папа, оказывается, преследуя жестоко язычников и еретиков, заявлял, что если
обращение некоторых и окажется фиктивным, то церковь много выиграет на том, что дети их, во всяком случае, станут добрыми католиками".
В самом деле, подумайте сколько фанатичных приверженцев "традиционной русской веры" являются потомками тех, кого в "традиционную веру" загнали батогами и прочими "ярыми казнями"? Дети - извечный объект христианских атак. Отсюда факты, упомянутые в 225 и 229, да и современное стремление РПЦ прорваться в школу.
Экспонат 21
Из Отчета III отделения за 1836 год: "О расположении умов. В белорусских губерниях заметно какое-то чрезмерное домогательство обращать униатов в православие. Тамошнее начальство, конечно, думает угодить этим правительству, но что оно производит? Волнения и беспорядки между крестьянами. Тогда прибегает к силе для приведения их в повиновение и наконец с торжеством доносит, что столько-то сотен крестьян добровольно приняли христианство"
(Хрестоматия по истории СССР / сост. проф. П. П. Епифанов. - М.: Просвещение, 1980. - С. 254-255).
Благоразумному жандарму не удалось повлиять на императора и в 1839 году последовало насильственное воссоединение большей части униатов с православной церковью. При подготовке "воссоединения", епископ Смарагд откровенно заявлял: "Одной проповедью и похвальбою православия ничего взять нельзя. Теперь не апостольские времена" (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917 / МГУ им. М. Ломоносова. - М., 2003. - С. 205).
Уния была официально запрещена на всей территории России, кроме трех польских губерний: Люблинской, Сувалкской и Седлецкой. "Обычными были сцены, когда полицейские власти выбрасывали церковные униатские предметы из храмов, а затем начинали чуть ли не поголовное сечение упорствующих до тех пор, пока последние не подписывали заявлений о своем "согласии" перейти в православие. В наиболее "беспокойных" приходах войска оставались до тех пор, пока прихожане, разоряемые постоями, не изъявляли "добровольного согласия" подчиниться требованиям православных и светских властей" (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С. 206-207).
Экспонат 22
В 1786 году в монастыре был заключен "полоцкого наместничества мещанин Леонович за переход из православия в Унию" (Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI - XIX вв.: Исторический очерк / С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 93).
Экспонат 23
На диспуте иерархов РПЦ с католическим миссионером в 1582 г. архиепископ Давид Ростовский сказал, что согласен с католическим вероучением, "ересь свою объяви. Государь же, дав ответ, папина посла отпусти. Потом же Давида ересь его изобличив, посла в монастырь под начал дондеже в чувство прийдет". "В чувство" Давид не пришел и умер в заточении (Н. Карамзин. История государства Российского. Т. 9, прим. 627; А. Поссевино. Исторические сочинения о России XVI в. - М.: МГУ, 1983. - С. 52).
Экспонат 24
Из "Журнала" гр. Румянцева (1763-1765)
"№ 446. Впредь всем нашим людям говеть... и причащаться всех принуждать всякий год без пропуску. А ежели кто которой год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз, нещадно; а ежели по сему исполнено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту раз, нещадно"
(И. Забелин. Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве // Вестник Европы. Т. 1. 1871, февр. - С. 510-512).
Экспонат 25
Казанская история / Памятники литературы древней Руси: Сер. 16 века. - М.: Художественная литература, 1985
"Когда же минуло два года после взятия Казани, божиим промыслом по желанию самодержца и по решению большого святительского собора впервые для службы в городе Казани поставлен был новый архиепископ - бывший игумен честной Иосифовой обители по имени Гурий, для того, чтобы в новом царстве, в Казани, проповедовал он, и утверждал, и насаждал слово истинной веры, а также для очищения города от льстивых изменников и для наблюдения за христианами, живущими в городе и селах, дабы духовно и всячески не прельщались люди, сходясь с поганой черемисой, так же как литовская Русь с ляхами, и не переженились бы с ними, и не посягали на них, не ели бы и не пили у них, и к себе бы их не приглашали" (С. 538-539)
Предложение, сделанное пленному казанскому царю: "Если проклянет он магометанскую веру и уверует в распятого сына божия, в господа нашего Иисуса Христа, примет русскую нашу святую веру, в которую мы, русские, веруем, переняв ее у греков, то избавится он от заключения… если же не захочет он этого, то умрет страшной смертью в тяжком заточении, в горькой темнице, в тяжелых цепях и оковах". И коснулась сердца казанского царя благостная искра святого Духа, и захотел он принять нашу истинную православную веру и быть христианином" (С. 553).
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: В 2 т. - Смоленск: Русич, 1996. - С. 179
"Новгородские летописцы сообщают подробности о судьбе казанцев, плененных в казанской войне. Шестьдесят казанских татар привезли в Новгород и сначала развели по дворам, возложив обязанность кормить их на архиепископа и "гостей веденых" [купцов]. Вскоре же татар переселили в три вновь построенных тюрьмы. После двухлетнего тюремного заключения часть пленников согласилась принять православие и была распределена по монастырям, "а которые не захотели креститься, ино их метали в воду" (Новгородские летописи. Спб., 1879, С. 87).
Экспонат. 26
Герцен "Былое и думы"
"Поп у нас превращается более и более в духовного квартального, как и следует ожидать от византийского смирения нашей церкви и от императорского первосвятительства.
Финское население долею приняло крещение в допетровские времена, долею было окрещено в царствование Елизаветы и долею осталось в язычестве. Большая часть крещеных при Елизавете тайно придерживается своей печальной, дикой религии.
Года через два-три исправник или становой отправляются с попом по Деревням ревизовать, кто из вотяков говел, кто нет и почему нет. Их теснят, сажают в тюрьму, секут, заставляют платить требы; а главное, поп и исправник ищут какое-нибудь доказательство, что вотяки не оставили своих прежних обрядов. Тут духовный сыщик и земский миссионер подымают бурю, берут огромный окуп, делают "черная дня", потом уезжают, оставляя все по-старому, чтоб иметь случай через год-другой снова поехать с розгами и крестом.
В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие.
Это обращение - тип всех великих улучшений, делаемых русским правительством, фасад, декорация, blague, ложь, пышный отчет: кто-нибудь крадет и кого-нибудь секут.
Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью - честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством?
Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому:
- В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой, мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим.
Курбановскйй увидел, что с ними не столкуешь и что доля Кирилла и Мефодия ему не удается. Он обратился к исправнику. Исправник обрадовался донельзя; ему давно хотелось показать свое усердие к церкви - он был некрещеный татарин, то есть правоверный магометанин, по названию Девлет-Килдеев.
Исправник взял с собой команду и поехал осаждать черемисов словом божиим. Несколько деревень были окрещены. Апостол Курбановскйй отслужил молебствие и отправился смиренно получать камилавку. Апостолу-татарину правительство прислало владимирский крест за распространение христианства!
Я потом читал в журнале министерства внутренних дел об этом блестящем обращении черемисов. В статье было упомянуто ревностное содействие Девлет-Килдеева. По несчастию, забыли прибавить, что усердие к церкви было тем более бескорыстно у него, чем тверже он верил в исламизм".
Герцен записывал свои воспоминания по памяти значительно позже и допустил три ошибки (См. Столетие Вятской губернии: Сб. материалов. Т. 2. - Вятка, 1881. - С. 535-557)
1. Описанное обращение черемисов произошло не в 1835, а в 1829-30 гг. (после того, как Синоду стало известно о совершении в Вятской губернии идолопоклоннического обряда, в котором участвовало около 3 000 человек);
2. Курбановский был послан в Яранский уезд Вятской губернии (обращением во всей губернии руководил священник Александр Покровский);
3. Исправник Девлет Кильдеев был награжден бриллиантовым перстнем.
Суть (обращение в христианство при содействии исправника) остается той же.
Любопытная особенность российского законодательства того времени - "не постановлено никакого наказания за насильственное обращение иноверца в православное или иное христианское вероисповедание" (Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. - СПб., 1867. - С. 307).
Экспонат 27
С. М. Соловьев описывает крещение язычников Поволжья: "По указу 1740 года велено было новокрещенов переселять из тех деревень, где они живут вместе с иноверцами; но Сеченов [губернский архирей] представил, что в деревнях новокрещенов бывает большинство и переселение будет им убыточно и зазорно, как будто за принятие св. крещения они лишаются старинных своих жилищ, что отвратит многих иноверцев от крещения; следовательно, гораздо лучше переселять иноверцев, которые, не желая лишиться прежних своих домов и земель, придут все к св. крещению САМОВОЛЬНО. Сенат согласился с этим представлением. Согласился и на возобновление старого распоряжения, чтоб принимавшие крещение холопи и крестьяне иноверных землевладельцев освобождались от крепостной зависимости, а если сами землевладельцы примут христианство, то получают по-старому своих холопей и крестьян; чтоб принявшие крещение освобождены были на три года от всех поборов, которые должны быть разложены на оставшихся в иноверии; чтоб те из них, которые живут по кабалам у заимодавцев, были от них освобождены; чтоб те из иноверцев, которые содержатся под караулом по маловажным делам и захотят принять крещение, освобождались из-под караула без всякого наказания. По донесению Сеченова, в 1741 и 1742 годах было обращено в христианство 17362 человека".
Тогда же бушевало башкирское восстание на Яике и правительство согласилось простить тех бунтовщиков, которые примут христианство.
Правда, в обоих случаях получился некоторый конфуз: в Поволжье новокрещеный мордвин Несмеянко-Кривой вернулся к язычеству, а в Приуралье - новокрещеный башкир Тойгильда Жуляков к исламу. Ничего не поделаешь, пришлось обоих сжечь заживо. Вот, например, как приговор прочли Жулякову: "Велено тебя, татарина Тойгильду, за то, что ты, крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский закон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание, данное при крещении презрел, чем Богу и закону его праведному учинил великое противление и ругательство, на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру, при собрании всех крещеных татар велено казнить смертью - сжечь" (Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309). Вина Несмеянко-Кривого была сложнее: он не только крест с себя сорвал, но еще и икону расколол.
Тогда же в Петербурге сожгли дворянина А. Возницына за переход из православия в иудаизм вместе с его совратителем Барухом Лейбовым (Полное Собрание Законов. № 7, 612). Похоже, что на том этапе, православие исповедывало принцип: "Из мафии уходят только ногами вперед".
В 19 веке, все было гораздо гуманнее. Крещеных татар и башкир, вернувшихся в ислам, Уфимская палата уголовного и гражданского суда ссылала на каторгу. Более того, известно три случая, когда центральная власть смягчила им наказание (ЦГИА, ф. Комитета министров, д. 4852, ст. 364, журнал 14 мая 1891 г.; д. 4936, ст. 952, журнал 22 декабря 1892 г.; д. 4931, ст. 833, журнал 24 ноября 1892 г.; см. Зайончковский П. Российское самодержавие в конце XIX столетия. - М.: Мысль, 1970. - С. 130). Совращенные и совратители были всего-навсего сосланы навечно в Сибирь с лишением всех прав.
Экспоант 28
Крещение Руси.
С оcобым трудом шла христианизация Новгорода. Хорошо известен рассказ "Иоакимовской летописи"* [*К сожалению, "Иоакимовская летопись" сохранилась только в пересказе Татищева. Летопись была составлена в 17 веке, при этом составитель опирался на более ранние источники, см. Шахматов А. А. Общерусские летописные своды 14-15 вв. // Журнал Мин-ва нар. просвещения. - 1900. - № 1. - С. 183, 185; Янин В. Л. День десятого века // Знание-сила. - 1983. - С. 17].
"6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем".
Добровольно-принудительное крещение Руси: Исторический очерк.
Хотя официально Русь считается православной с 988 года, борьба православия с язычеством продолжалась на протяжении всей истории средневековой церкви* [*до 17 в. переписывались церковные поучения против язычества, до 18 в. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся - не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний; уже в 40-х гг. 18 в. архиерей Дмитрий Сеченов доносил о нападении на него русских язычников]. Язычники передавали от поколения к поколению заговоры и заклинания, украшали дома и одежду языческим орнаментом, исполняли языческие обряды, обращались за помощью к волхвам: лекарям и изготовителям амулетов, слушали сказителей языческих мифов - "кощун" (от которых православные борцы с язычеством образовали слово "кощунство"). На городских площадях проходили языческие игрища. В церковном поучении 12 в. описываются многолюдные языческие сборища в любую погоду и пустующие церкви (Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1988. - С. 766-778). Почему же в десятом веке русские приняли непопулярную византийскую веру?
Христианство в мире распространялось двумя путями: первый - мечами христианских армий (например, среди саксов, западных славян, прибалтов), второй - через племенную верхушку. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает (История средневекового Запада. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - С. 140): "Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей". Известна и причина. Правитель, принимавший христианство, получал божественную санкцию своей власти, коей нет "не от бога". Подданных в церкви торжественно поучали: "Рабы во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие"; "Рабы, повинуйтесь господам по плоти со страхом и трепетом, как Христу. Не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя Волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не человекам", "Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым".
Летопись рассказывает о крещении Руси: "С радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". В свете вышеизложенного, принятие христианства "князем нашим и боярами" удивления не вызывает. Но насколько мирно утверждалась новая религия в низах?
По той же летописи. накануне крещения в реку был сброшен Перун и "плакухася ему невернии люди". Показательно обращение князя Владимира к тем киевлянам, которые не пожелают креститься: "противник мне будет" (Радзивилловская летопись) или даже: "Не будет пощажен" (Никоновская летопись). Митрополит Илларион в "Слове о Законе и Благодати" откровенно писал: "И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено". Один из источников, включенных в "Историю" Татищева, так дополнил официальное повествование о крещении в Киеве: "Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глухо затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их". Повесть временных лет сообщает закономерное следствие: "Сильно умножились разбои". Христианские епископы потребовали от князя принятия самых жестких мер: "Почему не казнишь разбойников"? Логично предположить, что именно христианские священнослужители особенно страдали от вновь появившихся разбойников. "Боюсь греха", - откликнулся князь с явной иронией. Следует учесть, что на языческой Руси смертной казни не было, существовали кровная месть и штраф (вира), требование епископов опиралось именно на христианское, византийское законодательство. Столь буквальное толкование "Не убий" епископов не устроило: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников". Через некоторое время епископы разобрались в ситуации: вира оказалась одним из главнейших источников княжеских доходов, десятая часть которых шла духовенству. Вира была восстановлена, и еще в 12 веке церковники сами собирали ее в принадлежащих им селах (Грамота князя Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю, 1130).
Когда в 1008 году "изымаша хитростью некоею славного разбойника, нарицаемого Могута" (видимо, одного из предводителей) князь приговорил его к пожизненному заточению в доме митрополита. Никоновская летопись сообщает, что в заключении Могут "смирения много показал и, провидев свою смерть, с миром почил о Господе".
С оcобым трудом шла христианизация Новгорода. Хорошо известен рассказ "Иоакимовской летописи"* [*К сожалению, "Иоакимовская летопись" сохранилась только в пересказе Татищева. Летопись была составлена в 17 веке, при этом составитель опирался на более ранние источники, см. Шахматов А. А. Общерусские летописные своды 14-15 вв. // Журнал Мин-ва нар. просвещения. - 1900. - № 1. - С. 183, 185; Янин В. Л. День десятого века // Знание-сила. - 1983. - С. 17].
"6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем".
Последняя поговорка известна и помимо Иоакимовской летописи. Подтверждения событий, описанных в Иоакимовской летописи, обнаружила новгородская археологическая экспедиция под руководством В. Л. Янина. Дендрохронологический анализ деревянных мостовых в Новгороде позволяет с точностью до года датировать тот или иной слой. Под ярусом 989-990 гг., в береговых кварталах, были найдены следы необычно большого пожара (в пределах раскопа - 9 000 кв. м.) Найдены крупные клады, спрятанные под полом - домашняя казна. Таким образом, в период крещения береговые кварталы Новгорода, действительно, погибли от огня. События, по оценке В. Л. Янина, не были бескровными, так как владельцы найденных сокровищ не вернулись к пепелищам своих домов.
"Житие великого князя Владимира" повествует: "И стремясь не только Киев, но и всю державу свою светом веры святой просветить, послал Владимир людей во все русские города крестить народы, на не захотевших же креститься большую дань налагал". Согласно "Повести о водворении христианства в Муроме", крестители заманивали в новую веру снижением налогов ("оброками легкими"), а "иногда муками и ранами угрожая им [язычникам]", глумились над языческими святынями: "идолы попраша и сокрушиша и без вести сотвориша". О том же в "Житии" ростовского епископа Исайи, описывающем, как Исайя из Ростова "обходит прочие города и места в Ростовской и Суздальской области", и где "находит идолов, всех придает огню".
"Правило" митрополита Иоанна (1089) устанавливало "яро казнити на возброненье злу", "но не до смерти убивати, ни обрезати телесе" тех, кто "волхвования и чародеяния" творят, да и то предварительно "словесы и наказаньем" попытавшись "обратити от злых" (РИБ, VI, стр. 7 и 4). В Синодальной редакции церковного устава князя Владимира, среди проступков, подлежащих церковному наказанию, перечисляются: "или кто молится под овином или в рощеньи, или у воды" и те же "чародеяние, волхование" (Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. - М.: Наука, 1976. - С. 23). Троицкая редакция устава (16 в.) включила и тех, кто "молятся твари, солнцу, луне, звездам, облакам, ветрам, кладезям рекам, дубию, горам, каменьям" (Там же. - С. 78).
В 1227 году четырех волхвов, после суда у архиепископа, сожгли в Новгороде, несмотря на заступничество бояр (ПСРЛ. Т. 10. - С. 94). Через год архиепископ был изгнан горожанами.
Сохранилось послание псковского игумена Памфила (нач. 16 в.), автор которого дает интересное описание языческого праздника в ночь Ивана Купалы и требует от наместника города искоренения языческих обрядов. "Не исчезла еще здесь ложная вера идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские: Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи [языческая ночь Ивана Купалы], то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками:выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы: Вы же, господа мои, истинные властители и грозная опора этого города христолюбивого! Уймите храбрым мужеством вашим от таких начал идольского служения богом созданный народ сей". На Стоглавом Соборе (1551) было принято очередное запрещение языческих обрядов: "О игрищах еллинского [языческого] бесования. Еще же многие от неразумия простая чадь [простонародье] православных христиан во градах и в селах творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечернии Рождества Христова и против праздника Иоанна Предтечи в нощи и в праздник весь день: Отныне же впредь подобает православным христианам вместо сих бесования в такие святыя и честныя праздники приходити ко святым божиим церквам и упражнятися на молитву: и божественного писания со вниманием слушати и божественную литургию со страхом предстояти: всем православным христианам на таковая еллинская бесования не ходити ни во градех, ни по селам".
Согласно царскому указу 1649 года: "Ведомо де Государю учинилось, что,... иные люди тех чародеев, и волхвов, и богомерзких баб в дом себе призывают и к малым детям, и те волхвы над больными и над младенцами чинят всякое бесовское волхование и от правоверия православных крестьян отлучают; да в городах и уездах сходятся многие люди мужского и женского полу по зорям и в ночи чародействуют, с солнечного схода первого дня луны смотрят и в громное громление на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравия... И Великий Государь... велел о тех богомерзких делах заказ учинить, чтобы православные христиане от такового бесовского действия отстали..., а которые люди от того ото всего богомерзкого дела не отстанут... тем людям чинить наказание... бить батогами" (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4. - С. 124 - 126).
В связи с преследованием язычников возникло известное крестьянское суеверие: если встретил священника - к несчастью. Этнограф С. Максимов писал по этому поводу: "Суеверный народный обычай при встрече со священниками, почитаемой дурным знаком, указывающий на некоторые предосторожности, вроде бросания щепок на след и другие приемы, народился во времена глубокой древности: Толковники объясняли нам, что во времена язычества на Руси священник, как представитель новой веры, проповедник христианства и креститель, мог быть грозным для тех, которые еще коснели в идолопоклонстве. Когда встречный снимал перед ним шапку, складывал руки так, что правая рука приходилась на ладонь левой, и подходил под благословение, значит, прав человек: получи благословение и ступай своей дорогой. В противном случае скажи: кто ты, и во что веруешь, и умеешь ли крест класть на лоб; если же ничему такому не навык и не научился, ступай ко властям гражданским. Эта власть "отдаст за приставы" и пособит духовному клиру приобщить к стаду верных новую овцу более надежными и внушительными средствами, чем устная убеждающая проповедь" (Крылатыя слова по толкованию С.Максимова. - С-Пб., 1899).
Адекватно отвечали русские язычники. В Новгороде в 1066 году был удушен епископ Стефан, в 70-х гг. его преемника защитили от новгородского простонародья князь с дружиной. Уже в 1228 году новгородского архиепископа Арсения, перед тем сжегшего четырех волхвов, изгнали из города - обвинив в том, что по его вине произошел неурожай. В Залесской Руси, в Ростове в ХI-ХII вв. епископы Феодор и Илларион - были изгнаны, Лаврентий - убит. На Вятке язычники убили монаха Кукшу, который "крестил Вятичей". Уже в 18 веке протоирей Димитрий Сеченов донес о мятеже пытавшихся убить его русских идолопоклонников из Ярославской губернии. Организованный характер приобретало сопротивление под началом волхвов. В 1024 году волхвы подняли восстание в Суздале, князь "захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил" (ПСРЛ. Т. 1. - С. 148). Некий волхв стал пророчествовать в Киеве, привлек много народа, но "в одну из ночей пропал без вести", якобы унесенный дьяволом. Другой волхв объявился в Новгороде, где принялся хулить веру христианскую и обещать совершение чудес. Власть новгородского епископа пошатнулась и когда он, одев праздничное облачение и взяв в руки крест, призвал новгородцев разделиться на тех, кто верит волхву и верит богу: "князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву". Ситуация разрешилась малой кровью. Князь, спрятав под плащом топор, подошел к волхву и завязал с ним разговор: "А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?". "Чудеса великие сотворю", - ответил ничего не подозревающий богослужитель. Князь вынул припрятанный топор и одним ударом посрамил провидческий дар язычника. Естественно, никакого осуждения такого богословского аргумента как вероломное убийство, со стороны автора летописи не следует. "И пал он мертвым, и люди разошлись. Так погиб он телом, а душою предался дьяволу", - удовлетворенно резюмировал христианский монах.
Крещение Руси сопровождалось насилием, хотя и не таким кровавым, как в странах, куда христианство приносили иноземные армии.
http://atheism.websib.ru/articles/shatsky.htm

Экспонат 29
"Теперь немного о семье. Отец, отставной николаевский солдат, прошедший горькую долю кантониста и чуть не 25 лет солдатчины, был еще маленьким мальчиком насильственно отнят у родителей и облачен в шинель. Что такое николаевская солдатская служба и особенно кантонисты, я узнал уже будучи взрослым и не от отца. Отец же в редкие минуты своих рассказов о прошлом особенно отчетливо говорил о том, как жестоко и много его били. Рассказывал, как его побоями, истязаниями и даже пыткой заставляли перейти в православие. Загоняли даже в реку и грозили утопить, если не окрестится. Многие его сверстники стали православными, он же как-то остался евреем. Он показывал мне на базаре стариков-лавочников с истинно-русскими фамилиями, но с истинно-еврейскими носами и бородами, и пояснял, что это были кантонисты, розгами и кулаками приведенные к пониманию истинности православной веры"
(Автобиография Сосновского Л. С. из энциклопедического словаря "Гранат",
Кантонисты - вообще воспитанники специальной военной школы. "Практика сдачи кагалами малолетних (с 12 лет) детей и даже просто ловля на улицах местечек и насильственный увоз детей привели к росту среди кантонистов числа крещеных евреев (Российский историко-бытовой словарь / Авт.-Сост. В. Беловинский. - М.: Российский архив, 1999. - С. 181)
И. Ицкович. Воспоминания архангельского кантониста //
Еврейская старина. – 1912. – Т. 5. – Вып. 1
«Становились на молитву. Не считались (С. 57), какого
кто вероисповедания: на молитву должны были идти все»
(С. 58). «Командир при первом осмотре нашей партии
заявил перед всем батальоном, что пока он будет жить
ни один не выйдет из вверенного ему батальона евреем,
- и, действительно, сдержал своё слово. Крестник его,
унтер-офицер Гуревич исполнял желание своего крестного
отца следующим образом. Каждый вечер, около 9 часов,
когда нужно было ложиться спать, Гуревич ложился на
свою кровать, подзывал к себе нескольких мальчиков и
приказывал им становиться возле кровати на колени;
затем начинал их увещевать и доказывать изречениями из
священного Писания (у него было Пятикнижие Моисеево),
что евреи заблуждаются и что истинный спаситель есть
Иисус Христос; наконец тоном угрозы требовал, чтобы
мальчики изъявили согласие креститься. Согласных
Гуревич отправлял спать, и на другой день желающим
креститься выдавали новое обмундирование и кусок
хлеба; упорствующих же он держал всю ночь на коленях
около своей кровати, а на другой день их оставляли без
куска хлеба, придирались к ним и по всякому поводу
пороли. Конечно, при таких мученьях мальчики не могли
долго сопротивляться – и против желания соглашались с
виду креститься. Старшие кантонисты, 12-15 лет, дольше
мучились, тех больше били, пороли. То и дело
передавали, что тот или другой из наших товарищей от
тяжких ран умирает. К началу 1855 года весь батальон
был окрещён; за исключением, как помню, одного из 1
роты, которому было 17 или 18 лет. Он сильно
упорствовал, и за это ежедневно пред обедом клали на
скамейку, давали по сто и более розог. Помню один раз
я был очевидцем, как струйки крови текли со скамейки
на пол, а юноша только охал. После сечения его
отправляют в лазарет, залечат раны и опять секут.
Этого кантониста спасло восшествие на престол
незабвенного царя Александра II. 26 августа 1856 г.
последовало высочайшее повеление об уничтожении
баталионов и полубаталионов военных кантонистов» (С.
60).

«Яков Гершанов (Григорьевич) Ерманович [прихожанин
иркутской синагоги] (С. Бейлин. Из рассказов о
кантонистах // Еврейская старина. – 1909. – Т. 2. –
Вып. 3. - С. 115)» «в 1844 г. и определили в Иркутский
полубатальон военных кантонистов 5-ой учебной бригады.
Здесь ему пришлось вскоре изведать весь ужас положения
малолетнего еврейского рекрута, которому военное
начальство ставило на выбор: «креститься», т. е.
принять православие или терпеть непрерывную пытку.
Однажды его, Ермановича, «для поощрения» к перемене
веры, заставили проделать такую «гимнастику». Его
положили в тюфячный мешок, привязанный к верёвке, и
спустили со второго этажа казармы по лестнице до
средних ступеней, а потом стали тащить вверх, и таким
образом его изувечили настолько, что он после того
пролежал в больнице около полугода. Обычное истязание
кантонистов происходило во время речного купания. Вот
купаются вместе кантонисты – евреи и русские. Ефрейтор
хватает еврейского кантониста за голову, быстро
окунает его в воду раз 10-15 подряд. Мальчик
захлебывается, мечется, стараясь вырваться из рук, а
ему всё кричат: «Крестись, освобожу», когда же
согласие всё-таки не получается, выбрасывают
несчастного мальчика на берег. Многие из тогдашних
товарищей Ермановича оглохли от такого купания» (С.
116). «[Ермановича и одного из его товарищей] посылали
несколько раз на увещание к тогдашнему иркутскому
архиерею Нилу, но увещания не помогали: юные «еретики»
упорствовали в своей слепоте. Отвели их однажды, после
подобного увещания архиерея, на колокольню
архиерейской церкви, а это было в холодный октябрьский
день. О мальчиках как бы совершенно забыли, и они
оставались там с вечера до шести часов утра в тонких
шинельках и сапогах. Морозы были уже, по местному
климату, довольно сильные. Всю ночь мальчики,
прижимаясь друг-к-другу, отогревали себя, чем и спасли
себя от смерти» (С. 117).

«Царскосельский купец г. Нанкин, крещёный еврей» (С.
118). «Приставленный к Нанкину дядька-солдат исполнял
свою обязанность весьма усердно. Он заставлял
мальчика-кантониста стоять на узких стенках двух
соседних, широко раздвинутых, кроватей и при этом ещё
держать высоко над головою в каждой руке по довольно
тяжёлой подушке. В таком неестественном положении, с
растопыренными ногами и руками, простаивал мальчик
долго, покуда не сваливался на пол или на кровать,
получая каждый раз тяжелые ушибы. Когда уже не было
мочи стоять больше, и несчастный кантонист-ребёнок
начинал умолять своего истязателя: «Дяденька,
отпусти!» – он слышал грубый ответ: «Крестись, жид,
тогда отпущу!». Подобные истязания, в числе прочих,
заставили Нанкина, как и многих других товарищей,
глубоко преданных еврейским традициям, отречься от
еврейства и перейти против воли в православие» (С.
118).

[аноним]: «Бывало, накормят нас «солянкой» (маленькие
солёные рыбки), пустят в баню, жару нададут, а воды ни
капли… «Ну будете, жиды, крестится или нет?» Ну,
вестимо, дети малые: кто и заявляет желание… У меня
тоже терпения не хватило, ну и окрестился» (С. 119).

Экспонат 30
В сер. 19 века, произошел массовый переход латышей из лютеранства в православие. Причиной, согласно отношению обер-прокурора Синода Победоносцева к министру внутренних дел Толстому от 16 февраля 1884 года, "была распространившаяся между лифляндскими крестьянами молва, что с присоединением к православию они заслужат у русского православного царя облегчение тяжелой своей участи, именно даровой земельный надел, свободу от повинностей в пользу помещиков и пасторов". Обманувшиеся в своих надеждах новокрещенцы вскоре вернулись к протестантизму (по данным Рижской епархии число "уклоняющихся от православия" составило 18 тыс. человек), но не тут-то было. Лифляндский губернатор Зиновьев приказал объявить во всех церквях о том, что "уклоняющимся" грозят "печальные последствия", в частности, "православные родители, воспитывающие детей своих в лютеранской верена основании ст. 190 Уложения о наказаниях подвергаются тюремному заключению на время от 8 до 1 года и 4 месяцев". На предложение лифляндского предводителя дворянства вычеркнуть вернувшихся в лютеранство из метрических книг православной церкви последовал категорический отказ. Было заведено 178 уголовных дел на пасторов по обвинению "в совращении веры" (ЦГИА, ф. Департамента духовных дел. Оп. 5. д. 280., л. 4-5, 30, 101, 160, 208; Зайончковский П. Российское самодержавие в конце 19 столетия. - М.: Мысль, 1970. - С. 126-127).

 

НАЗАДОГЛАВЛЕНИЕВПЕРЁД

 
Hosted by uCoz