Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....
"ОСТОРОЖНО, КЛЕРИКАЛИЗМ"

 

ПРАВОСЛАВИЕ И СЕРЕБРОЛЮБИЕ


Экспонат 1. Русские народные пословицы
"У него поповские глаза. На поповские глаза не наямишься добра"
"Попу, что сноп, что стог - все одно (все мало)"
"Поповы глаза завидущие, руки загребущие"
"Попово-то брюхо из семи овчин шито"
"Родись, крести, женись, умирай - за все попу деньги отдавай"
"У попа не карманы, а мешки"
"Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения)"
"Кому тошно, а попу в мошно"
Источники:
Даль В. Пословицы русского народа. Сборник в трех томах. - М.: Русская книга, 1996. - Т. 1. - С. 66, 81, 495; Т. 3. - С. 52, 55
Крылатыя слова по толкованию С.Максимова. - С-Пб., 1899
Русский фольклор. - М., 1985. - С. 352
Экспонат 2.
Примеры стяжательства церкви в Древней Руси
Одним из источников церковного дохода стал суд, вернее дела, связанные с семьей и браком. В качестве главного наказания церковь практиковала денежные отчисления в свою пользу. За брак близких родственников - епископу 80 гривен и развод. За двоеженство - епископу 40 гривен, а вторую жену на заключение в дом церковный. За связь с кумой - 1 гривна, с сестрой жены - 30, с мачехой - 40, с монахиней - 100 (наказание монахини на усмотрение епископа). За зоофилию - 12 гривен и епитимья. Вместо епитимьи - церковного наказания в виде, например, определенного количества поклонов в день - можно было заказать платные церковные службы ("Вопрошание Кирика", 12 век).
Ростовский епископ Леон "церковь грабяи и попы" (т. е., обложил церкви дополнительными податями в пользу епископии). Его преемник Федор был "несытен как ад", "вымогая от всех имения". О действиях обоих стяжателей мы знаем благодаря тому, что позднее они были осуждены по обвинению в ереси. Между тем, уже в ту эпоху, бескорыстие церковных иерархов считалось исключением. Митрополит Клим Смолятич отмежевывался от церковников, "которые присоединяют дом к дому, села к селам, приобретают изгоев [крестьян, изгнанных из общины], и сябров [крестьян-общинников], борта и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен". Уже в начале 13 в. величайшей похвалой епископу звучало: "то был блаженный епископ избранник божий и истинный был пастырь, а не наимник; се бе агнец, а не волк, не бе бо хитая от чужих домов богатства, не збирая его, ни тем хваляся, но паче обличаше грабителя и мздоимца". Историк Б. А. Романов комментирует этот отрывок: "первым делом заявив, что то был пастырь на совесть: не лихоимец, не грабитель, не взяточник, а обличитель всех таковых. Литературный прием, за которым стоит сама жизнь, с ее более, чем вековым опытом: надо было исключить образы, напрашивающиеся само собою, чтобы затем поставить на их место черты, которые иначе могли показаться надуманными, условными, а потому неправдоподобными".
Не отставало от иерархов в собирании земных сокровищ и низшее духовенство. В 1166 г. новгородский епископ Илья обращался к своим попам со следующими увещаниями: "вижу бо и слышу, оже до обеда пиете", да и "в вечере упившеся, а заутру службу створяете". На кого же глядя воздерживаться мирянам ("простьцем") - они и пьют всю ночь ("через ночь") напролет! А бытовая ситуация за этим епископским воплем была такая: это дьявол вложил вам в ум "у пьяных людей добыть"; отложив надежду на Бога вы положили ее "на пьяные люди", и с нею "шли на вечерний пир". Т. е., пиры использовались низшим духовенством для выпрашивания подачек у имущих. О том же пишет Даниил Заточник (13 в.): "обходят села и дома сильных мира сего, как псы льстивые. Где свадьбы и пиры, тут монахи и монахини". Наконец, в поповской среде процветало ростовщичество - епископы грозили ростовщикам в рясах: "не достоит тому служить, кто того не оставит" (епископ Нифонт), "о ком узнаю, то и деньги отберу" (епископ Илья).
Источники:
Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. - М.: Наука, 1976. - С. 95 - 96
Златоструй: Древняя Русь X - XIII веков. - М., 1990. - С. 161, 181
Моление Даниила Заточника // Хрестоматия по древнерусской литературе. - М.: Высшая школа, 1979. - С. 73
ПСРЛ. Т. 1. - С. 349, 356, 439
"Поучение" епископа Ильи // РИБ. VI. - С. 350
Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. - С. 201, 221
Экспонат 3.
Церковное стяжательство и монгольские ярлыки
То, что Орда защищала имущественные права Православной церкви - факт хорошо известный. Политику монголов объясняют разными причинами: уважением к чужим религиям (требуемым почитаемой монголами Ясой Чингис-хана), страхом перед русским божеством (сомнительно, учитывая как скверно божество защищало Русь от монголов), политическим расчетом. Наиболее вероятно смешение первого и третьего.
Уже при переписи 1257 года летопись подчеркивает: "только не считали попов и диаконов и монахов". В 1267 году последовал ярлык Менгу-Темира, внука Батыя, об освобождении церкви от дани "как первые цари их пожаловали". В ярлыке оговаривалась неприкосновенность церковного недвижимого имущества: "церковные земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища" и возвращение ей всего ранее отобранного.
Каждый новый русский митрополит являлся к хану за ярлыком, подтверждающим права церкви. В 1343 году какие-то русские (князья?) донесли хану о высоких доходах митрополита. Джанибек потребовал от тогдашнего руководителя церкви Феогноста ежегодной дани, но тот, раздав огромные подарки хану и его приближенным, добился сохранения церковных привилегий. Кроме того, Феогност выхлопотал особый ханский ярлык русским князьям с требованием соблюдать привилегии церкви.
После свержения монголов, жизнь церкви значительно осложнилась. Исчезла возможность жаловаться на князя хану, между тем князья открыто претендовали на церковные земли. Церковь упорно продолжала ссылаться на ханские привилегии. Дважды, в течении первой половины 16 века, составлялись сборники ханских ярлыков, данных церкви. Составитель первого сборника, принадлежавший к окружению митрополита, так окончил перечень: "Но, ох, увы, слезы меня постигают великие, такую милость получила святая церкви, и даже и доныне, от неверных сих поганых. Вы же православные князья и бояре, уклоняетесь к святым церквям благотворение показати, и в день судный от оных варваров посрамлены будете".
Составитель второй подборки подошел к своей задаче творчески. Во-первых, те места, где ханы запрещали касаться церковных дел и имущества ханским чиновникам, были отредактированы так, чтобы запрещение касалось и русских князей и бояр. Во-вторых, в дополнение к подлинным ярлыкам, автор подборки сочинил для своего сборника и один подложный, т. н. "Ярлык хана Узбека митрополиту Петру". Подлог был создан на основе подлинного монгольского ярлыка хана Менгу-Темира, но с существенными дополнениями, касающимися церковного имущества. "Да никто же обидит соборную церковь Петра Митрополита, и его людей и церковных его; да никто же взимают стяжаний, ни имением, ни людем". "Да все покорятся и повинуются Митрополиту, все его причты по первым из начала законом их, и по первым из начала грамотам их, и по первым грамотам нашим, первых Царей великих грамотам и дефтерем; да не вступаются в церковное Митрополичие никтоже, занеже то Божие есть всё; а кто вступаются, а наш ярлык и наше слово преступит, той Богу есть повинен, и гнев на себя от Него приимет, а от нас ему казнь будет смертная. А Митрополит правым путем пребывает, и тешится, да правым сердцем, и правою мыслию своя вся церковная устрояет, и судит, и ведает, или кому повелит таковая ведати и управляти. А нам в то не вступатися ни вочто же, и детям нашим, ни всем нашим Князьям нашим нашего Царства, и всех наших стран, и всех наших Улусов; да не вступаются никто ничем в церковная и в Митрополича, ни в грады их, ни в волости, ни в села их, ни во всякие ловли их, ни в борти их, ни в земли их, ни в луга их, ни в лесы их, ни во грады их, ни в волостные места их, ни в винограды их, ни в мельницы их, ни в зимовища их, ни в стада их во конские, ни во всякие скотские их, ни в вся стяжания и имения церковные". "А кто вступится в церковное и Митрополичие, и на того будет гнев Божий, а по нашему великому наказанию и истязанию не извинится ничем же, и умрет злой смертною казнию".
Подделка церковникам понравилась. В 1553 году, обращаясь к юному Грозному, митрополит св. Макарий так аргументировал неприкосновенность церковных богатств ("Ответ Макария митрополита Всея Руси… к боговенчанному царю в. кн. Ивану Васильевичу, всея Русии самодержцу, о недвижимых вещах, данных Богу в наследие благ вечных"): "И нечестивые цари в своих царствах от святых церквей и от святых монастырей ничего не взимают и недвижимых вещей не смеют двигнуть или поколебать, боясь Бога и заповеди св. отец и царских уставов древних законоположительных, и защищают святые церкви. Не только в своих странах, но и в русском вашем царствии некогда было так, во времена великих чудотворцев Петра и Алексея и в лета Михаила, и Ивана, Феогноста, русских митрополитов; ярлыки свои тем святым митрополитам давали на утверждение святым церквам и святым монастырям с великим запрещением, чтобы ни от кого не обидимы были и не движимы были до скончания царства их. И доныне в русской митрополии те ярлыки написанные святым митрополитам пребывают, от них же один написан великому чудотворцу Петру, митрополиту Киевскому и Всея Руси". Далее митрополит целиком привел свежеизготовленный подложный ярлык хана Узбека. Естественно, что по содержанию тот подходил для церковных целей больше, чем подлинные документы.
Источники:
1. ПСРЛ. Т. 10. - С. 215
2. ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. - С. 32
3. Приселков М. Ханские ярлыки русским митрополитам. - СПб., 1916. - С. 35, 42-47, 49, 61, 78, 468
Экспонат 4
Иосифляне против нестяжания - нач. 16 в.
С падением ига, светская власть с возрастающим интересом смотрела на церковные владения. Спрос рождает предложение, в самой церкви появились идеологи добровольного отказа от вотчин. Русский монах Нил, побывав в Византии, усвоил теорию монашеского аскетизма. Вернувшись на Русь, он потребовал, чтобы монахи кормились не от жертвуемых в монастырь богатств, а от своих трудов. Нил основал собственную общину на реке Сорь, по которой был прозван Сорским. Его учение о том, "чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормили себя рукоделием", назвали "нестяжательством".
Противником нестяжателей выступил игумен богатого Волокаламского монастыря Иосиф. Аргументы его были следующими: а) монастыри нуждаются в богатстве для того, чтобы помогать нищим и покупать свечи, хлеб и ладан для обрядов; б) если у монастырей не будет сел, то туда нельзя будет постригаться знатным, благородным людям (дарящим монастырю свои вотчины) - а тогда из кого же брать митрополитов и других будущих архиереев, не из черни же? в) монастырское имущество принадлежит богу, покушающийся на него идет против бога.
Великому князю Ивану III понравилась идея конфискации церковных земель, в 1504 году он созвал церковный собор по этому вопросу, но не смог преодолеть дружного сопротивления большинства. Помимо прочего, Иосиф Волоцкий ссылался на фальшивое постановление V вселенского Собора, предписывающее сжигать за покушение на церковное имущество.
Ученик Иосифа Волоцкого Даниил стал русским митрополитом при следующем великом князе Василии III. Летопись пишет о Данииле: "сребролюбие было великое". Свое кредо Даниил выразил в словах: "Церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжания их вся богова суть освященна".
Даниил быстро сместил с высших церковных постов епископов и игуменов - сторонников нестяжательства. Затем последовали процессы против нестяжателей-публицистов.
Источники.
1. Зимин А. Россия на пороге нового времени. - М.: Мысль, 1972. - С. 289 - 290, 292
2. Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. - М.: Терра, 1997. - С. 453, 454
3. Послания Иосифа Волоцкого. - М.: АН СССР, 1959. - С. 197-198
Экспонат 5
Судьба нестяжателей: Максим Грек и Вассиан Патрикеев
Максим Грек был прислан из Греции для исправления ошибок в русских богослужебных книгах и имел неосторожность поддержать нестяжателей. В 10-е гг. он написал повесть "о совершенном иноческом жительстве", в которой привел в пример католический орден монахов-картезианцев, живущих одним подаянием. Православных монахов пример не вдохновил. Дальше больше, исправляя переводы греческих книг Максим указал, что часто встречающееся там слово "проастион" означает "пашни и винограды, а не села с живущими в них крестьянами", то есть по древним правилам иноки должны обрабатывать земли собственными руками. Это русским монахам не понравилось еще больше, чем жить милостыней. В 1525 году Максим Грек был обвинен в ереси. Приговор: заточение в Иосифовом монастыре - цитадели иосифлян - с запретом что-либо писать. В 1531 году иосифляне организовали новый суд, на котором "изобрели ко многим прежним хулам новые хулы на господа бога". Максима прямо обвинили в том, что он укорял монастыри в том, "что они стяжания, и доходы, и села имеют". А, следовательно, он обвинил и почитаемых русских святых: митрополитов Петра и Алексея, Сергия Радонежского и прочих: "Ибо они держали и городы, и волости, и села, и люди, и судили и пошлины, и оброки, и дани брали, и многое богатство имели". В оковах Максима отослали в тверской Отрочь-монастырь. Надзор там оказался мягче, чем в Иосифовом монастыре. Публицист написал несколько новых сочинений, в одном из которых вложил в уста Христа следующее обличение стяжателей: "Вы расхищаете убогих, нещадно, без сострадания обижаете, убиваете всяким способом мерзкого лихоимства; сами пируете с богачами, а бедным, стоящим у ваших ворот, изнемогающим от холода и голода, кидаете кусок гнилого хлеба". Описал он и некоторые подробности своего пребывания в Иосифовом монастыре - еретика "морили дымом, морозом и голодом". На свободу Максим Грек не вышел и умер после более двадцати лет заточения.
В том же 1531 году в Иосифов монастырь был заключен Вассиан Патрикеев. Гнев церкви он вызвал разоблачением поддельного "Правила 165 св. отец Пятого собора" (предусматривающего сожжение за покушение на церковное имущество), критикой стяжательства монашествующих, обличением высших иерархов: "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками". В монастыре Вассиан прожил недолго - последнее упоминание о Вассиане, как о живом (в переписке Великого князя с монастырем), относится к 4 марта 1532 г. По сообщению Курбского, "презлые осифляне… умориша его вскоре".
Источники.
1. Зимин А. Переписка старцев Иосифо-Волокаламского монастыря с Василием III. - С. 135
2. Зимин А. Россия на пороге нового времени. - М.: Мысль, 1972. - С. 337
3. Иконников В. С. Максим Грек. Вып. 1. - Киев, 1865. - С. 10
4. Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. - М.: Терра, 1997. - С. 458
5. Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991. - С. 228, 242, 245
6. Курбский А. История о Великом князе Московском // Памятники литературы древней Руси. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 220
7. ПСРЛ, Т. 34. - С. 26
8. Список с судного списка // ЧОИДР. - 1847. - № 7. Отд.4. - С. 1-13
Экспонат 6
Вопрос о церковном имуществе на Стоглавом Соборе
Иван Грозный поднял вопрос о церковной собственности на Стоглавом Соборе. Царские вопросы Собору прозрачно намекали на то, что церковным богатствам пора менять хозяина. "О монастырях и иноках. Вопрос 8. А в монастырях чернецы и попы стригутся спасения ради души своей. Некоторые же из них стригутся покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать и по селам ездят прохладу для. О архимандритах и игуменах: а архимандриты и игумены некоторые также власти докупаются, да службы божии и трапезы и братства не знает, покоит себя в келии и с гостями; да племянников своих вмещают в монастырь и доволят всем монастырским; а монастыри тем пустошат… Весь покой монастырский и богатство и всякое изобилие во властях, и с роды, и с племянники, и с боляры, и с гостями, и с любимыми друзьями истощили; тако ли подобает быти по уставу, общему братству вкупе пребывати? И такое бесчиние и небрежение и всякое нерадение о церкви божии, и о монастырском строении, и о братстве - с кого грех тот взыщется?" Царь подразумевал, что грех за распустившихся монахов взыщется с него, если он не поспешит исправить положение. "О монастырях, которые пусты от небрежения. Вопрос 15. В монастыри боголюбцы дают на поминание душ своих и своих родителей: вотчины, и села, и прикупы; а иные вотчины и села покупают сами монастыри, а иное угодие у меня выпрашивают; и набрали много по всем монастырям. А монахов во всех монастырях столько же, а то и меньше чем раньше, едят и пьют меньше и скуднее, а строения в монастырях ни какого не прибыло, и старое опустело. Где те прибыли, и кто тем корыстуется?".
Собор намек уловил. И подробно разъяснил, что думает о тех, "кто и покусится что взять у церкви": "Таковый ничему подобен есть, только священное крадущему, скверностяжателям, и иноверцам; сии воры суть и хищники и разбойники церковные, паче же и разбойники церкви божии. И сие если кто сотворит, и не покается, то пагубу наследует, ибо и господь наш Иисус Христос, заповедал: отдадите кесарева кесарю, а божия божия" (Гл. 53). На защиту церковного имущества грудью встал наставник царя митрополит Макарий. Грозный отступил.
Источник.
Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. - М.: Индрик, 2000
Экспонат 7
Новгородский архиепископ Леонид
Некоторые приемы обогащения церковных иерархов известны по деятельности новгородского архиепископа Леонида (70-е гг. 16 в.). После опричного погрома Новгорода, он принялся энергично восстанавливать казну. Прежде всего, были наложены огромные денежные штрафы на тех попов и монахов, кто осмелится звонить в колокола раньше, чем позвонят в центральном новгородском Соборе св. Софии. Вслед за этим пастырь потребовал подарки от подчиненных (те, основательно обобранные опричниками, не могли дать много, Юрьевский архимандрит Феодосий ответил: "Тебе с меня хочется содрать, а мне тебе нечего дать"). В 1572 году, когда Грозный пожаловал некую сумму новгородскому духовенству, Леонид присвоил всё себе. В ответ священники объявили самую настоящую забастовку, отказались служить обедни во всех городских церквях. Царь уладил конфликт. Вскоре Леонид потребовал по полтине с софийских дьяков за то, "что дьяки не ходят к началу в церкви". Подобными действиями Леонид сумел скопить некоторый капитал, что не ускользнуло от внимания светской власти. В 1575 году "епископ новгородский был приговорен к смерти за измену, чеканку монеты и отсылку ее и других сокровищ королям польскому и шведскому, обвинен в содомском грехе, в содержании ведьм, мальчиков и животных и в других ужасных преступлениях. Все его имущество - огромное количество лошадей, денег и сокровищ - было конфисковано в пользу царя, а самого епископа присудили на вечное заключение в погреб".
Источники.
1. Горсей Д. Сокращенный рассказ или мемориал путешествий // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1986. - С. 176
2. Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: В 2 т. - Смоленск: Русич, 1996; Т. 1 - С. 122-123
Экспонат 7
Монастырская торговля спасением души
С момента основания первого монастыря, монастырские богатства росли снежным комом - каждый искренне верующий грешник знал, что кратчайший путь в рай лежит через денежный или земельный вклад в монастырь. "Известна древнерусская распущенность; при смерти сознавалась ее опасность, и умирающий старался постричься в ангельский образ, постригался монахом в готовый монастырь; я не знаю древнерусского князя, который бы умер мирянином, то же бывало часто и в среде частных землевладельцев. Мирянин, умирая или постригаясь, делал обыкновенно вклад в монастырь, князь и служилые люди жертвовали преимущественно землей, вотчинами. Вот путь и средства, которыми церковь собрала в своих руках к XVI в. обширные земельные имущества". Позднее церкви запретили принимать земли и она стала брать деньгами. Так, в начале 20 в. Александро-Невская Лавра брала за "вечное поминовение" до 1 000 рублей с покойника.
Кроме того, чтобы попасть на небо можно было купить могильный участок на монастырском кладбище.
Наибольшую наглость в этом отношении проявил Киево-Печерский монастырь. Как рассказывали Печерские монахи, некогда в монастырской пещере был погребен инок, который при жизни "притворялся постником и целомудренником, втайне же ел и пил и жил распутно". К его сокелейнику явился покойный основатель монастыря святой Антоний и возмущенно заявил: "Что это ты сделал? Такого скверного, и порочного, и лживого, и многогрешного здесь положил, какого еще никогда не было положено". Монахи решили выбросить тело грешника в реку, но Антоний воспротивился: "Смиловался я над душой брата этого, потому, что не могу нарушить обета моего: я обещался вам, что всякий, положенный здесь, помилован будет, хотя бы и грешен он". Постепенно пещеры, бывшие изначально местожительством монахов, превратились в гигантское кладбище. Иностранец, с недоумением, отмечал: "они [русские] полагают, что души тех, чьи тела погребены здесь, обрели от этого вечное спасение. Поэтому вся самая высшая знать, даже из отдаленных мест, и деньгами и дарами стремятся заслужить право быть погребенными здесь". Торговали душеспасительными могилами не только киевские монахи, но и их коллеги по всей Руси. В начале 20 в. за места на монастырском кладбище брали от 50 до 500 рублей. Любопытная запись, иллюстрирующая деловитость смиренных иноков, сохранилась в Приходной книге Чудова монастыря в Москве. В январе 1586 г. некий Иван Васильев похоронил в монастыре свою жену Омельфу, за что святые отцы содрали с него 10 рублей (в то время, немалые деньги). На покойнице была надета красивая "шубка зеленая". Здраво рассудив, что мертвой теплая одежда ни к чему, монахи на следующий день продали шубу, на чем заработали лишний рубль.
Источник.
1. Киево-Печерский патерик // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. - М., 1990. - С. 225
2. Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872-1875. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 451
3. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. - М.: МГУ, 1994. - С. 102
4. Федоров В. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С. 76
5. Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г. / Подготовка текста С. Н. Богатырева. - М.: Археографический центр, 1996. - С. 37
Экспонат 8
Монастырские доходы от крестьян
Доходы монастыря от сел с принадлежащими ему крестьянами, были самыми разнообразными. Княжеская дарственная Юрьевскому монастырю в 1130 году перечисляет: дань, виры (штраф за убийство свободного человека), продажи (тоже штраф за преступления) и вено (плата за девицу, отданную замуж за человека, не зависящего от монастыря). В "Хозяйственных книгах Чудова монастыря", помимо оброка, упоминается уплата пени за то, что некий крестьянин "обесчестил" одного из монахов.
В 1391 году крестьяне Константино-Еленинского монастыря пожаловались митрополиту Киприану на то, что игумен обкладывает их слишком многими работами и пошлинами, которых в прежние времена не бывало. Киприан досконально изучил вопрос и ответил, что крестьяне должны всего-лишь: обряжать церковь, огораживать тыном монастырский двор, строить внутренние хоромы, пахать на земле игумена, сеять, жать и свозить ему урожай, косить монастырской скотине сено, весной и зимой ловить рыбу, осенью охотиться на бобров, безлошадные крестьяне - молотить рожь и варить монахам пиво, прясти лен и изготавливать сети для неводов. Грамоту митрополита подписал также и великий князь, "пожаловал игумена по этой грамоте".
Если светские владельцы имели много других земных забот, отвлекающих их от сдирания с крестьянина последней шкуры, то у монахов досуга было более чем достаточно. Монах Вассиан Патрикеев так говорил о своем сословии: "Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами или прогоняем их с женами и детьми".
В кон. 16 в. крестьяне Иосифо-Волоцкого монастыря начали "не слушать приказчиков и ключников монастырских и монастырских дел никаких не делать: хлеба молотить и в монастырь возить и солоды растить и дани монастырские давать". Крестьяне "приказчиков и ключников начали бить и дел монастырских не делать и оброчных денег не давали, леса монастырские заповедные принялись рубить" (Приходно-расходные книги Волокаламского монастыря 1594-1595 гг.). Игумен "велел крестьян острастить и смирить", обратился за помощью к светской власти, крестьян привели в повиновение.
К нач. 17 в. относятся волнения в Антониево-Сийском монастыре. В 1578 г. царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти "учали с них имати насильством дань и оброк втрое". "Да сверх дани и оброку на монастырские труды труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека", "да сверх того они, крестьяне, зделье делали" - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи "поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям", "а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали".
Антимонастырские бунты продолжались до самой конфискации монастырских вотчин при Екатерине II. За 30-50 гг. есть данные об открытых восстаниях по 7 губерниям. Они следующие: помещичьи крестьяне - 37 восстаний, монастырские - 57, т. е. в полтора раза больше (притом, что церковных крестьян в России, напротив, было в два раза меньше, чем помещичьих).
В 1756 г. взбунтовались крестьяне Николо-Угрешского монастыря. Прежде всего, крестьяне подали на монастырского игумена Иллариона челобитную: 1. "всегда содержит в тяжких и непрестанных работах… и в святую пасху и в другие воскресные, праздничные и торжественные дни… приставленные к тем работам монахи и слуги по приказу его, игумена, бьют нас, нижайших, беспощадно. И от таковых всегдашних и беспрестанных работ и своей крестьянской исправлять нам некогда"; 2. "берет с нас, имянованных, как старост, так и крестьян, всякие немалые денежные взятки [перечисляются восемь видов незаконных денежных поборов]… и ежели кто при взыскивании вышеписанных излишних поборов станет объявлять в платеже невозможность, тех бьет и немилостиво езжалыми кнутами и держит в цепи".
Екатерина писала в 1769 году, что в начале царствования ей пришлось усмирять до 150 000 крестьян, кои "отложились от послушания", причем первое место среди бунтовщиков императрица отвела не "самым помещичьим", а "монастырским крестьянам". Статистика подтверждает - более 100 000 восставших крестьян принадлежали духовному ведомству. Решению Екатерины о секуляризации церковных земель предшествовали многочисленные челобитные монастырских крестьян о переводе в государственные или дворцовые.
Источники
1. Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 17, 402-403, 425-430
2. Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991. - С. 227
3. Смирнов И. Восстание Болотникова 1606-1607. - М.: Политиздат, 1951. - С. 60 - 61
4. Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г. / Подготовка текста С. Н. Богатырева. - М.: Археографический центр, 1996. - С. 32
5. Хрестоматия по истории СССР: С древнейших времен до кон. 17 в. Т. 1. - М., 1949. - С. 348; Т. 2. - С. 200
6. Хрестоматия по истории СССР: С древнейших времен до кон. 15 в. Т. 1. - М., 1960. - С. 245, 532-534
Экспонат 9
Монастырское ростовщичество
Первоначально христианское духовенство на Руси объявило ростовщичество грехом. Разбогатев, церковь сделала его обычным источником своего дохода. Проценты должник выплачивал монастырю ежегодно (Духовная Ивана Картмазова, 1531-1536 гг.) Платили не только деньгами, но и работой. Например, в особый разряд челяди выделялись те, "кто рост дает" [отрабатывает проценты] в духовной грамоте митрополита Алексея Чудову монастырю 1377 года. В 1551 году последовал запрет монастырям давать деньги в рост (Стоглав. Гл. 76). За "непомерные росты" Грозный обличал монастыри и на Соборе 1581 г. В "Хозяйственных книгах Чудова монастыря" за 1585/1586 гг. монастырь дал взаймы 55 рублей, и получил с должников 243 рубля. Ростовщическая деятельность монастырей продолжалась до 20 века.
Источники
1. Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты московского Симонова монастыря (1506-1613 гг.). - Л.: Наука, 1983. - С. 40
2. Горсей Д. Сокращенный рассказ или мемориал путешествий // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1986. - С. 167
3. Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. - М.: Индрик, 2000
4. Федоров В. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С.
5. Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г. / Подготовка текста С. Н. Богатырева. - М.: Археографический центр, 1996. - С. 10
6. Хрестоматия по истории СССР: С древнейших времен до кон. 17 в. - М.: Просвещение, 1989. - С. 89
Экспонат 10
Переписка святого коммерсанта Иосифа Волоцкого
Хорошей иллюстрацией к монастырской торговле билетами в царствие небесное может служить переписка святого Иосифа Волоцкого с некоей княгиней Голениной. Княгиня-вдова Марья Голенина заказала монастырю заупокойные службы по своим умершим мужу и двум сыновьям во спасение их души. Но оказалось, что спасение стоит много больше, чем рассчитывала благочестивая княгиня. Иосиф частично цитирует ее послание в монастырь. "Пока у меня были деньги, я давала милостыню" [плату за поминание]. "Дала за поминовение своего князя и своих детей более семидесяти рублей". "И в четыре раза меньше берут, чтобы записать в синодик" (список поминаемых). "Дать двадцать рублей за семь лет - то грабеж, а не милостыня". "Если вы выпишите моего князя и детей из годового поминания, то судья вам Бог".
Ответ св. Иосифа написан рукой опытного коммерсанта. В других местах в четыре раза меньше берут? Мы с каждого берем "по его средствам". Вон, "князь Семен Иванович Бельский прислал 200 рублей и велел узнать, где монастырю можно купить землю", так мы за него уже при жизни молимся. Грабеж? "Ведомо всем, и тебе ведомо: даром священник ни одной обедни, ни панихиды не служит". Семьдесят рублей? "Так ты оценила платье и коней, а мы за них выручили только половину этих денег". В словах тоне звучит искреннее сожаление. Наконец, ты недовольна тем, что твоего мужа и детей хотят выбросить из поминального списка? Женщина, а ты подписала с нами контракт? "В то поминание не вписывают без договора. А если кого вписывают в поминание, то договариваются - или каждый год давать по уговору деньги, или хлеб, или село по ком-нибудь дадут, тогда его навек и вписывают в годовое поминание".
Не забыл Иосиф и высказать клиентке свое сочувствие по поводу безвременной кончины двух сыновей: "А смерть юных объясняется так… бог предвидит их склонность жить злой и лукавой жизнью и быть созданиями дьявольскими. В этих случаях бог призывает их к себе прежде времени, чтобы их родители вразумились и те богатства и имения, которые хотели приготовить для них, раздали нищим и убогим и божьим церквям, которые раздадут эти богатства для их спасения, и они вместе со своими детьми обретут царствие небесное". Для чего между нищими и богачами понадобился посредник, в лице "божьих церквей", св. Иосиф не пояснил, как не объяснил и причин, по которым львиная часть "богатств и имений" прилипала к рукам этого "посредника".
Источник
Памятники литературы древней Руси: Конец 15 - первая половина 16 века. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 351-357
Экспонат 11
Святой спекулянт хлебом, первый русский патриарх Иов
"В то время, по воле божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку… матери ели своих детей… на всех дорогах лежали люди, помершие от голода… Патриарх, глава духовенства, на которого смотрели в Москве, как на вместилище святости, имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать еще больше денег; и у этого человека не было ни жены, ни детей, ни родственников, никого, кому он бы мог оставить свое состояние, и так он был скуп, хотя дрожал от старости и одной ногой стоял в могиле" (Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале 17 века // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 53).
Голландский негоциант Исаак Масса считается объективным и информированным свидетелем (О начале войн и смут в Московии. - С. 469).
Речь идет о патриархе Иове, в 1989 г. причисленном к лику святых.
Экспонат.12
Н. В. БЕРГ
(1823-1884) (Из книги "Мои скитания по белу свету") Надо знать, что до шестидесятых годов этого столетия греческое духовенство считало прибывающих к ним русских поклонников своими естественными данниками, и монахи захватывали их в свою власть еще в Яффе. По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые сутки, а иногда и двое, не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая, что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется, рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом баши-бузуков, из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение, какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее других, что "есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого не пускают, но... по знакомству можно". Старушка взмаливалась: "Батюшка, нельзя ли как!" Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни.
http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg2.htm
Экспонат 13
Об участии духовенства в спекуляции хлебом во время
великого голода 1601-1603 гг.
"В архиепископских вотчинах и в монастырских у
архимандритов, и у игуменов [перечисление иных
категорий богатых хлебовладельцев]… прошлых лет старой
пахоты из укупу и привозу ржаного и ярового молочёного
и в кладех немолоченого всякого хлеба много", но
"архимандриты, и игумены игуменов [перечисление иных
категорий богатых хлебовладельцев]… меж собой
сговорившись, для своей корысти, хотя хлебною дорогою
ценою разбогатеть, тот весь хлеб у себя затворили, и
затаили, и для своих прибылей вздорожили в хлебе
великую цену" (Грамота царя Бориса Годунова //
Народное движение в России в эпоху Смуты начала 17 в.:
1601-1608: Сб. док. / РАН, инст-т Российской истории;
Федеральная архивная служба России, РГАДА. - М.:
Наука, 2003. - С. 23).


 

НАЗАДОГЛАВЛЕНИЕВПЕРЁД

 
Hosted by uCoz