Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....
"ОСТОРОЖНО, КЛЕРИКАЛИЗМ"

 

НЕНАВИСТЬ НАРОДА К СВЯЩЕННИКАМ

Экспонат 1
http://www.krotov.org/libr_min/k/konzevich/pn_44.htm
Иван Концевич. СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТАГО В ПУТЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Надо отметить еще одно печального характера явление этого времени (ХУ1-ХУП вв.) - это изменившееся отношение к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Все более и более разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают их. Два преп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото.
http://dalmatovo.ru/proba/body1.html?number=3265&t=оюлърмхй_бняярюмхъ&pr=dal
Не один раз стены крепости Далматова монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. Так, в 1762-1764 гг. произошло восстание далматовских монастырских крестьян, позднее названное историками "дубинщиной". 21 марта 1762 г. появился указ Петра III "О монастырских штатах". Этот указ вносил какое-то облегчение в жизнь монастырских крестьян. Вместо прежних, многочисленных натуральных повинностей, они должны были уплачивать монастырям лишь денежный оброк по 1 рублю в год с души.
Однако недолго крестьяне пользовались этой льготой. Вступившая на престол Екатерина II вскоре отменила указ "О монастырских штатах" и издала новый- о возвращении бывших монастырских крестьян и земель во владение монастырей.
Началось массовое выступление крестьян против возврата их в монастырь. В мае 1763 года выступление крестьян переросло в вооруженное восстание. Это восстание было одним из самых крупных выступлений крестьян Зауралья. Представители крестьян сходились в "мирской избе", держали совет. Руководил восстанием всеми уважаемый крестьянин Лаврентий Широков из деревни Широково.
В каждой деревне Далматовской вотчины были свои вожаки из числа крестьянских выборных сотников и десятников. Они поддерживали связь с мирской избой и главными ее руководителями: Лаврентием Широковым, Козьмой Мерзляковым, Денисом Жернаковым.
Крестьяне вооружились дубинами, косами, пилами, кистенями. В течение двух лет они держали в осаде монастырь.
http://www.ostu.ru/hronos/1600tomsk.html
1750 Восстание крестьян Богородице-Алексеевского монастыря против притеснения игумена Исайи. Восстание возглавил крестьянин Г. Пырсиков. Результатом восстания было снятие Исайи с должности. В 1761 вспыхнуло новое восстание крестьян того же монастыря. Крестьяне были усмирены и их вождь Г. Пырсиков арестован.
Экспонат 2
"Крестьяне Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю Петру Алексеевичу... Бьют челом бедные и беспомощные и до конца разоренные сироты твои, Клинского уезду Архангельские вотчины села Завидова крестьяне староста Климко Матвеев да выборные Афонка Ларионов, Климко Андреев, Митка Ефтифеев, Куска Епифанов, Панка Кондратев и все крестьяне. В прошлых, государь, годах владели нами, сиротами, твоими, того ж Архангельского собору власти и протопопы вообще, и всякие оброки мы, сироты твои, платили на вообще ж. А ныне, государь, мы, сироты твои, разделены в мелкие поделы. И по тому, государь, разделу священники [и дь]яконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и столовые запасы. И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы, к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают. И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас, сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего. А прежде, государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов никому не плачивали. И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного правежу разорились вконец без остатку. И таких их накладных оброков нам, сиротам твоим, платить невмочь" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85).
Экспонат 3
"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у. царю Петру Алексеевичу о снятии с них прибавочного оброку… А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. - С. 86).
Решение: "Велено… села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. - С. 237).
"Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Поддонскому, бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вяземского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный Ивашко Лаврентьев. Жалоба, государь, мне той же церкви на попа Максима Федорова. В нынешнем, государь, во 193-м году марта в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом и учел у меня церковных денег просить. И я, сирота, тех денег ему не дал, потому что миром давать мне не велели. И он, поп Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил до крови. И многих нашу братю бьет… Да он же поп Максим чинит не против твоего святительского указу: от венчанья берет с первоженцов по рублю да по пуду меду" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 210-211).
Для сравнения, монах Вассиан Патрикеев так обличал монашество: "Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их с женами и детьми". "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками" (Слово ответно // Цит. по Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991. - С. 227-228).
В итоге, Вассиан был заточен в Волоцкий монастырь, монахи которого, по сообщению Курбского, "умориша его вскоре".
Экспонат 4
"Суеверный народный обычай при встрече со священниками, почитаемой дурным знаком, указывающий на некоторые предосторожности, вроде бросания щепок на след и другие приемы, народился во времена глубокой древности… Толковники объясняли нам, что во времена язычества на Руси священник, как представитель новой веры, проповедник христианства и креститель, мог быть грозным для тех, которые еще коснели в идолопоклонстве. Когда встречный снимал перед ним шапку, складывал руки так, что правая рука приходилась на ладонь левой, и подходил под благословение, значит, прав человек: получи благословение и ступай своей дорогой. В противном случае скажи: кто ты, и во что веруешь, и умеешь ли крест класть на лоб; если же ничему такому не навык и не научился, ступай ко властям гражданским. Эта власть "отдаст за приставы" и пособит духовному клиру приобщить к стаду верных новую овцу более надежными и внушительными средствами, чем устная убеждающая проповедь" (Крылатыя слова по толкованию С.Максимова. - С-Пб., 1899)
Экспонат 5
"Скоморохи, и плясуны, и игральщики в шахматы и шашки, которых предали отрешению святые апостолы и святые отцы".
"Полностью отметает святой сей собор вселенский [шестой] тех кто именуется лицедеями, и зрелища их. Также не игрищ, ни зрелищ, ни плясок ни в домах, ни в торжищах не творить. Если же кто этим пренебрежет и к чему-либо из таковых запретов себя обратит, то, если он клирик, да отвержен будет, если же простой человек, да будет отлучен" (Поучение Даниила, митрополита всея Руси // Памятники литературы древней Руси: Кон. 15-нач. 16 века. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 523, 527).
Экспонат 6
Тарновский С. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4. - С. 1 - 27
Автор исключает из числа рассматриваемых им преступлений святотатство (т. е. кражи в церквях), лжеприсягу и разрытие могил - как не имеющие религиозной специфики. Остаются:
1. богохульствование, порицание веры, нарушение порядка в церквях;
2. отвлечение и отступление от веры, ереси и расколы;
3. скопчество.
Оговаривается, что нарушение порядка в церквях дает не более 3-4 подсудимых за год. Всего, среднее количество подсудимых за год
1885-1889 1890-1894
1. богохульствование,
порицание веры, 277 452
нарушение порядка
в церквях
2. отвлечение и
отступление от веры, 165 450
ереси и расколы
3.cкопчество 37 22
Во избежание недоразумений напоминаю, что это среднее количество за ГОД, то есть, чтобы получить общее количество, следует умножить на пять.
В 9 судебных округах с 1884 по 1894 год число религиозных преступлений увеличилось на 153 %, а число обычных преступлений выросло на 14 %. "Религиозные преступления в России растут, растут несравненно быстрее, чем обычные преступления", - таков вывод автора.
Экспонат 7
За 30-50 гг. 18 в. есть данные об открытых восстаниях по 7 губерниям. Они следующие: помещичьи крестьяне - 37 восстаний, монастырские - 57, т. е. в полтора раза больше (притом, что церковных крестьян в России, напротив, было в два раза меньше, чем помещичьих) (Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 402).
В 1756 г. взбунтовались крестьяне Николо-Угрешского монастыря. Прежде всего, крестьяне подали на монастырского игумена Иллариона челобитную:
1. "всегда содержит в тяжких и непрестанных работах… и в святую пасху и в другие воскресные, праздничные и торжественные дни… приставленные к тем работам монахи и слуги по приказу его, игумена, бьют нас, нижайших, беспощадно. И от таковых всегдашних и беспрестанных работ и своей крестьянской исправлять нам некогда"; 2. "берет с нас, имянованных, как старост, так и крестьян, всякие немалые денежные взятки [перечисляются восемь видов незаконных денежных поборов]… и ежели кто при взыскивании вышеписанных излишних поборов станет объявлять в платеже невозможность, тех бъет и немилостиво езжалыми кнутами и держит в цепи"
(Прошение в Синод монастырских крестьян села Копотни с деревнями и сельца Михайлова о притеснениях, причиняемых им игуменом Николо-Угрешского монастыря Иларионом // Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 425-430).
Крестьяне силой освободили арестованных из монастырской тюрьмы, напали на присланную в помощь монахам воинскую команду и осадили монастырь. В конце-концов, игумен Иларион был переведен в другое место, монастырю запретили незаконные поборы, но новый игумен Варлаам сурово преследовал крестьян, жаловавшихся на его предшественника.
С 1756 по 1767 гг. продолжалось восстание в селах Новоспасского монастыря в Шацком уезде (Семевский В. Крестьяне в царствование Екатерины II. Т. 2. - СПб., 1901. - С. 229-231).
Екатерина писала в 1769 году, что в начале царствования ей пришлось усмирять до 150 000 крестьян, кои "отложились от послушания", причем первое место среди бунтовщиков императрица отвела не "самым помещичьим", а "монастырским крестьянам". Статистика подтверждает - более 100 000 восставших крестьян принадлежали духовному ведомству (Вслед подвигам Петровым. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 17).
Экспонат 8
Волнения в Антониево-Сийском монастыре (И. И. Смирнов. Восстание Болотникова 1606-1607. - М.: Политиздат, 1951. - С. 60 - 61). В 1578 г. царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Для начала монастырские власти "учали с них имати насильством дань и оброк втрое": вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и четыре деньги.
"Да сверх дани и оброку на монастырские труды труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека"
"да сверх того они, крестьяне, зделье делали" - пахали землю и косили сено на монастырь.
Наконец, монахи "поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям", "а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали".
Но далеко не все крестьяне готовы были бежать с собственных земель из-за монашеской жадности. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную: "Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие". У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции.
Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, "а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все". Старец Роман "со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали". Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем.
Экспонат 9
"В то время, по воле божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку… матери ели своих детей… на всех дорогах лежали люди, помершие от голода… Патриарх, глава духовенства, на которого смотрели в Москве, как на вместилище святости, имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать еще больше денег; и у этого человека не было ни жены, ни детей, ни родственников, никого, кому он бы мог оставить свое состояние, и так он был скуп, хотя дрожал от старости и одной ногой стоял в могиле" (Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале 17 века // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 53).
Голландский негоциант Исаак Масса считается объективным и информированным свидетелем (О начале войн и смут в Московии. - С. 469).
Речь идет о патриархе Иове, как уже упоминалось, причисленном к лику святых.
Экспонат 10

http://magazines.russ.ru/oz/2002/2/lur.html
Крестьяне были активными участниками антицерковных гонений и… очень верующими людьми. Задонский корреспондент московских "Известий" сообщает о религиозной жизни в своей провинции: "Найти у нас в деревне коммуниста, у которого бы не висела в избе икона - большая редкость" (с.133). Некий коммунист говорит о своем отце: "Старый человек, по два часа стоит на коленях, молится, всех святых перебирает… Для меня легче на фронт идти, чем за это дело (вынос из дому икон. - С.Л.) взяться"(с.133). Между религиозностью и коммунизмом складывается определенный компромисс. "Женится в одной деревне коммунист. В церковь идет полный свадебный кортеж. Впереди красное знамя с надписью: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", потом иконы, потом жених с красным бантом во всю грудь. Такая "красная свадьба" не редкость в деревне" (c. 133- 134).
Да и большевистская власть частенько опасается открыто задевать верующих. Официальная пресса призывала бороться с религией с осторожностью, "с величайшим умением". "Стремление власти прикрыться в иных случаях терпимым якобы отношением к церкви и духовенству, чтобы потом добиться своих целей, представляется явлением в области официальных взаимоотношений обычным". Получается, что в начале 20-х вовсе не коммунисты были запевалами в атеистической борьбе. Ими являлись красноармейцы и сельские комсомольцы при молчании и порой одобрении крестьян старшего возраста.
Жестокость в отношении духовенства, разрушения и осквернения церквей менее всего были делом организованной антирелигиозной политики большевистской партии. Мало того - чаще всего они не были следствием разгула красных "комиссаров, инородцев и уголовников", как это представляла себе "белая" общественность. Наиболее последовательным и жестоким антицерковником того времени был… русский крестьянин. Происходившее в деревне в 1917-1921 годах было продолжением традиций крестьянского бунта XVII - начала XX века, когда и в церковь на лошадях въезжали, и в иконы стреляли, и над священниками издевались - водили их голыми по деревне, пока они не замерзали на-смерть (это в годы революции 1905-1907-го). Крестьянам показалось, что священники скрывают от них волю царя, повелевшего, дескать, совершать Черный передел[1], и они обрушили на "попов" весь своей гнев. В1918году духовенство тоже противилось совершению того, что крестьяне приняли за "Черный передел" - реализации "Декрета о земле" и разграблению помещичьих усадеб, а потому "попы" были в это время у крестьянства не в чести. И мужики мстили как могли. Затем бунтарский угар поугас. Со времен начала НЭПа до коллективизации случаи закрытия деревенских церквей были редки. Крестьяне получили землю от большевистской власти и были довольны.
Экспонат 11
Во времена отмены крепостного права также были любопытные эпизоды. Крестьянам в "освобождении" многое не понравилось (двухгодичное сохранение барщины, отрезки земли в пользу помещика, высокие выкупные платежи). Священники всячески успокаивали крестьян. По указу полоцкого архиепископа, деревенские попы читали прихожанам: "Нам господь Бог повелел повиноваться царю как Божией воле над нами; тогда мы и православные, тогда мы и христиане, тогда и церковь - наша мать и Бог - наш отец. А кто царя не чтит со всею покорностию, т. е. своими глупыми пересудами пересуживает волю царскую, тот Бога не боится, того и церковь извергает".
Аргументы убедили далеко не всех. Характерная выписка из письма помещика.
"Скверно у нас! Крестьяне бунтуют, не хотят отправлять барщину, собираются толпами. Флигель-адъютант с попом… разъезжают по имениям, а им вслед несколько сот мужиков кричат: "Не пойдем, мы вольные, не позволим бить наших!" Губернатор ничего не делает, а флигель-адъютант Нарышкин, как видно, в подобных делах еще не бывал, не знает, что делать с толпой; войска здесь мало, попа мужики обругали пьяницей" (Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. - М.: МГУ, 1994. - С. 267-268). В разных селах крестьяне выражали недовольство по-разному: от выкриков: "Скрывает поп настоящую царскую волю!" и вплоть до того, что толпа прихожан "потрепала маленько отца духовного" (Там же. - С. 288).
О том, что в 1905 г. крестьянские сходы удаляли священников и требовали упразднения церквей тоже не секрет.
Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей: "Церкви не нужны, их следует обращать на другие полезные учреждения: школы, больницы" (Высший подъём революции 1905-1907 гг.. Ч. 2. - М., 1955. - С. 758).
Экспонат 12
Собственно, еще во время пугачевского восстания: "иноверцы и новокрещеные стали убивать русских священников"
http://www.pushkin-town.net/pushkin/1063.htm.
Экспонат 13
Во время подавления восстания Разина был повешен князем Долгоруковым поп Савва, насиловавший крестьянок (1670 г., декабря 6. Отписка Долгорукого о показаниях пленных // Материалы по истории СССР. Вып. 3. - М., 1989. - С. 291).
В 18 в. дворянин Болотов вспоминает, как велел высечь плетьми за кражу пономаря, "не уважив нимало духовного звания, которым вздумал он отговариваться" (Болотов А. Жизнь и приключения Андрея
Экспонат 14
К началу двадцатого века все ниже падает авторитет у паствы. Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей и обращении их на более полезные учреждения: школы и больницы. На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело. Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами. Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются. Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян" Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31
Экспонат 15
Или другая крестьянская жалоба:
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи. Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких" Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31
Экспонат 16
В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства" Церковный вестник. - 1905. - № 32
Экспонат 17
О ростовском епископе Пахомии: "то был блаженный епископ избранник божий и истинный был пастырь, а не наимник; се бе агнец, а не волк, не бе бо хитая от чужих домов богатства, не збирая его, ни тем хваляся, но паче обличаше грабителя и мздоимца" (Лавр. Летопись, 1216 год)
Оценка историка (Б. А. Романов "Люди и нравы Древней Руси" - классическое исследование менталитета людей русского средневековья): "Первым делом заявив, что то был пастырь на совесть: не лихоимец, не грабитель, не взяточник, а обличитель всех таковых. Литературный прием, за которым стоит сама жизнь, с ее более, чем вековым опытом: надо было исключить образы, напрашивающиеся само собою, чтобы затем поставить на их место черты, которые иначе могли показаться надуманными, условными, а потому неправдоподобными".
На эту же тему - любопытно отмежевывание митрополита Клима Смолятича от тех церковников, "которые присоединяют дом к дому, села к селам, приобретают изгоев [крестьян, изгнанных из общины], и сябров [крестьян-общинников], борта и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен"
(Климент, митрополит Русский, Фоме, пресвитеру // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. - М., 1990. - С. 181).
Оценка историка: "Климент ставит себе в заслугу полный отказ от всего, в том числе церковного, имущества. Это не вполне обычно для 12 века, когда крупные земельные владения, села, равно как и холопов, имели многие монастыри (в том числе Печерский), церкви, отдельные священнослужители".
"идея нестяжательства в 12 в.... По существу ее сформулировал один Климент" (Там же. - С. 180)
Экспонат 18
Ненависть народа к священникам
Народное движение в России в эпоху Смуты начала 17 в.:
1601-1608: Сб. док. / РАН, инст-т Российской истории;
Федеральная архивная служба России, РГАДА. - М.:
Наука, 2003. - 490 с.
№ 8. 1602 г. марта 9. - Грамота царя Бориса Годунова
выборным судьям Шенкурского и Ледского стт., а также
Подвинской четверти Вяжского у. о производстве сыска и
суда по челобитной игумена Богословского монастыря
Авраамия о нападении крестьян Ямскогородской вол. на
монахов и захвате монастырского имущества
(С. 36)
№ 13. 1605 г. марта 18. - Грамота царя Бориса Годунова
владимирскому губному старосте Н. Зловидову о
подавлении выступления крестьян Аргуновской вол. и их
столкновении с властями Троице-Сергиева монастыря
(С. 42)
№ 20. 1606 г. октября 4. - Грамота царя Василия
Шуйского галичким воеводам Ф. В. Черестову и С. Ф.
Сытину об ограждении вотчинных земель и угодий Поповой
слободки, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю, от
посягательств со стороны черносошных крестьян Вотской
вол.
(С. 91)
№ 28. 1606, ноября 29. Из грамоты патриарха Гермогена.
"бояр и детей боярских беглые холопы… пришли в
Рязанскую землю и в прочая городы, и тамо тако ж
святые иконы обесчестиша, церкви святые конечно
ограбиша"
(С. 118)
№ 63. 1607 - Записи в расходных книгах
Кирилло-Белоозерского м-ря, содержащие сведения о
мобилизации денежных и людских ресурсов монастыря на
борьбу с восставшими
(С. 181)
№ 111. 1615 г., июля 14. - Жалованная грамота царя
царя Михаила Фёдоровича путивльскому монастырю
Молчановскому монастырю на вотчины в Путивльском и
Новгород-Северском уу. с упоминанием о происшедшей в
1606 г. расправе восставших во главе с "царевичем
Петром" над игуменом Дионисием.
(С. 226)
№ 151. 1623 г., октября 10. - Выпись из следственного
дела белгородского монаха Иова с упоминанием о
переходе жителей города Царь-Борисова на сторону
восставших в 1606 г. при вступлении в город "царевича
Петра"
"как в смутное время шел вор Петрушка с казаки, и он,
Иов, царегордцких людей от того унимал и наговаривал,
чтоб они против вора стояли, и они его за то хотели
убить"
(С. 298-299)

 

НАЗАДОГЛАВЛЕНИЕВПЕРЁД

 
Hosted by uCoz