Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....
"ОСТОРОЖНО, КЛЕРИКАЛИЗМ"

 

ПРАВОСЛАВИЕ И ВЛАСТЬ


Экспонат 1
Уже при описании татарской переписи 1257 года летопись подчеркивает: "только не считали попов и диаконов и монахов" (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. - С. 32). В 1267 году последовал ярлык Менгу-Темира, внука Батыя, об освобождении церкви от дани "как первые цари их пожаловали" (Приселков М. Ханские ярлыки русским митрополитам. - Пг., 1916. - С. 468). В ярлыке оговаривалась неприкосновенность церковного недвижимого имущества: "церковные земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища" и возвращение ей всего ранее отобранного. "А что церковные люди: мастера, сокольники, пардусницы, или которые слуги и работницы, и кто ни будет их людей, тех де не замают ни на что, ни на работу, ни на сторожу", - ярлык способствовал увеличению числа желающих поступить в "церковные люди".
Ответные ожидания монгольских правителей были вполне конкретны. "Мы пожаловали, - писал Менгу-Темир, - попов и чернецов и всех богадельных детей да правым сердцем молят за нас бога, и за наше племя без печали, благословляют нас... да не клянут нас".
И церковь "не кляла". Православные пастыри откровенно гордились ханской милостью. Летописное описание встречи митрополита с ханом: "Петр митрополит был в Орде у царя был в чести великой и отпущен был от царя со многою честью" (ПСРЛ. Т. 10. - С. 178). Монах-летописец так характеризовал одного из монгольских владык: "был сей царь Чанибек Азбякович добр зело к христианству, много льготу сотвори земле русской" [т. е. церкви] (ПСРЛ. Т. 10. - С. 229). Попробуй теперь какой-нибудь князь взбунтоваться против "добрых царей". Ведь ту же оценку народ слышал и в церковных проповедях.
Монах-францисканец Плано Карпини, побывавший в ставке Батыя в 1246 году, неоднократно упоминает о встречах с "русскими клириками, при дворе пребывающими вместе с вышеназванным императором [монгольским ханом]"(Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов... - М.: Мысль, 1997. - С. 46, 52)
По свидетельству Карпини, хан "держит христианских клириков и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю греков"
(Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов... - М.: Мысль, 1997. - С. 81-82).
То есть, уже через шесть лет после завоевания засвидетельствовано прочное положение православных священнослужителей при монгольском дворе

Экспонат 2
Среди бесчисленных со всех концов мира приветствий от преданных Вам и любящих Вас, примите, дорогой и глубокочтимый Иосиф Виссарионович, от Русской Православной Церкви, всегда Вам благодарной за Ваше исключительное внимание к ее нуждам, и от меня лично самые искренние и сердечные поздравления в близкий для всех нас день славного семидесятилетия Вашего вместе с горячими пожеланиями Вам многих и многих лет здоровья и счастья.
Мы усердно молимся об этом и искренно свидетельствуем, что эти пожелания исходят от заветных чувств наших к Вам, неуклонно ведущему Родину нашу к благоденствию, счастью и славе. Благоволите, дорогой Иосиф Виссарионович, принять подносимый Вам от лица всего Епископата Русской Православной Церкви приветственный Адрес.
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Журнал Московской патриархии, №12, 1949 г.

ПРИВЕТСТВЕННЫЙ АДРЕС
ОТ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ВОЖДЮ НАРОДОВ СССР
ГЕНЕРАЛИССИМУСУ
Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
В ДЕНЬ
СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
21 декабря 1949 года
ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ
ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!
В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам - Вождю, Учителю и Другу трудящихся - достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.
Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений.
Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром и твердом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны, а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего Государства, направленную к установлению длительного и прочного мира между народами. Ваша последовательная борьба за равноправие больших и малых народов свидетельствует о глубокой вере в достоинство человека, независимо от расы, национальности и религии, а неустанная забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь трудящихся.
Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами. Близость последних Вашему сердцу сделала Ваше имя близким и дорогим всем простым людям на свете, всему передовому человечеству.
Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни.
Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и свободой своей церковной жизнедеятельности, русские православные люди еще тверже встали на страже интересов своей великой Родины и тем самым заслужили еще большее внимание с Вашей стороны к нуждам Православной Церкви. Когда для нее созрел вопрос о каноническом возглавлении Патриаршей властью, Вы, .несмотря на бесчисленные заботы и тревоги военного времени, лично приняли в сентябре 1943 года трех высших иерархов нашей Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на котором состоялось избрание Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению своего внутреннего строя, встречают с Вашей стороны такое же неизменное сочувствие. После кончины Патриарха Сергия, так верно определившего направление церковной жизни, Ваше внимание к нуждам Русской Православной Церкви сказалось в широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года, на который были приглашены восточные патриархи и представители других Православных Церквей. Как известно, этот Собор, избравший на место почившего Патриарха Сергия нового Патриарха, принял "Положение об управлении Русской Православной Церкви" и положил начало целому ряду мероприятий по укреплению ее правового положения.
С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и о Вашем содействии историческому путешествию представителей русского православного духовенства во главе с Патриархом в Святую Землю, как и поездкам многих патриарших делегаций заграницу с целью укрепления связей Русской Церкви с православным миром зарубежных стран. Благодаря этим путешествиям и связям, наша Церковь не только укрепила общение с другими Православными Церквами, но и собрала под свое крыло многих своих чад, рассеянных по всему миру.
Навсегда останется памятным и Ваше внимание к патриотической деятельности православного духовенства и верующих во время Великой Отечественной войны, когда решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время на всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы отвечали отеческой благодарностью, запечатленной Вашими многочисленными телеграммами на имя Патриарха, епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.
В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила Ваше содействие в деле проведения церковных торжеств по случаю 500?летия ее автокефалии и приуроченного к ним Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. Это событие, ставшее достоянием мирового общественного мнения, показало всему миру, какие отношения возможны между Церковью и Государством, когда они построены на началах взаимного уважения и свободы.
И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим.
Дополнительные материалы.
Священник Глеб Якунин ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ТАЛИБАНСТВА

Экспонат 3
Патриарх Алексий II, тогда ещё митрополит и управляющий делами Московской Патриархии, в своём письме Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачёву от 17 декабря 1985 года напомнил о позиции первого Советского правительства в отношении Церкви. По его словам, "14 марта 1918 года по поручению В.И.Ленина нарком юстиции Курский, нарком страхования Елизаров и управляющий делами СНК Бонч-Бруевич приняли депутацию Поместного Собора Русской Православной Церкви. В ходе состоявшейся беседы они заявили, что, издавая декрет от 23 января, Совет Народных Комиссаров не стремился нанести ущерба Церкви или в чём-то стеснить её деятельность, но имел в виду лишь отделить её от государства, то есть устранить то ненормальное положение, при котором Церковь являлась государственным ведомством. От имени правительства было заявлено даже о готовности рассмотреть вопрос внесения, в соответствии с пожеланиями Русской Православной Церкви, изменений в декрет при условии, что они не будут противоречить принципу отделения. К сожалению, слишком жесткая позиция представителей Церкви того периода не позволила продолжить начавшийся диалог с Советским правительством". ("Завтра", N32 (297).
(...)
Более того, патриарх публично осудил большевиков и саму идею построения социализма в России, а также заключение Брестского мира, предал анафеме (церковному проклятию и отлучению) членов Совнаркома, представителей Советской власти на местах и всех, кто её поддерживал, и предписал верующим оказывать противодействие мерам по осуществлению декретов нового правительства, заявляя, что лучше пострадать за веру, чем мириться с деяниями безбожной власти (справедливости ради надо отметить, что и белое движение он не благословил). Эти выступления святителя не способствовали миру между Церковью и большевистской властью, он был подвергнут домашнему аресту, вызывался на допрос в ВЧК.
(...)
патриарху Тихону нанести решающий удар по своим противникам. 16 июня 1923 года он обратился в Верховный суд РСФСР с письмом, в котором писал:
"Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. ... Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из-под стражи. При этом заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной. так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции". ("Известия ВЦИК", 01.07.1923).
(...)
Вскоре патриарх обратился к епископату, духовенству и мирянам с призывом "являть примеры повиновения существующей гражданской власти, в согласии с заповедями Божьими". ("Известия ВЦИК", 04.07.1923).
Выйдя на свободу, патриарх объявил, что возвращает себе всю полноту церковной власти, поскольку её у него отобрал обновленческий Собор, созванный в нарушение церковных канонов, а обновленцев публично анафематствовал как раскольников, восставших против законной церковной власти, покушавшихся на целостность и незыблемость православной веры и пытавшихся разрушить освящённый веками канонический строй церковной жизни. Но патриарх понимал, что, сохраняя этот строй, надо признать законность Советской власти, чего и добивались обновленцы. Поэтому в своём предсмертном завещании он молил православных со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть. Мало того, в завещании далее говорилось: "Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве к Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в её трудах для общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины, и особенно их исполнительные органы, не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежду на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть - действительно народная рабоче-крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая". ("Известия ВЦИК", 15.04.1925. Подчёркнуто мной. - М.А.).
(...)
Московская патриархия в своё время так высказалась по этому поводу:
"За годы после Октябрьской революции были неоднократно процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных церковнослужителей". ("Правда о религии в России". Изд. Московской патриархии, 1942, с. 26).
http://www.atheism.ru/library/Antonov_1.phtml


 

НАЗАДОГЛАВЛЕНИЕВПЕРЁД

 
Hosted by uCoz