Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....
"ОСТОРОЖНО, КЛЕРИКАЛИЗМ"

 

ПРАВОСЛАВИЕ И ЛОЖЬ В ОБОГАЩЕНИЕ

Экспонат. 1.
В описаниях мемуаристов 19 века, обычные черты жизни православных священнослужителей: пьянство и вымогательство денег у прихожан. Выразительный эпизод из дневника шотландки Марты Вильмот:
"Когда в России собирали народное ополчение, прошел странный слух, что крестьянских девушек станут брать на службу в армию. Этому слуху до того поверили, что среди крестьян распространилась настоящая паника и все они предпочли скорее выдать замуж, все равно за кого, чтобы не видеть их взятыми на государеву службу. Были перевенчаны дети 10-13 лет, церкви ломились от венчающихся пар, а священники распускали все новые слухи, чтобы еще больше увеличить свои доходы от свадеб. В некоторых деревнях священники советовали крестьянам поторопиться потому-де, что скоро выйдет новый указ, запрещающий свадьбы до тех пор, пока не наберут полки. Это еще усилило смятение, и деньги, зерно, сено, даже бедная крестьянская утварь - все это отдавалось безропотно, лишь бы венчание было совершено немедленно. Безжалостные негодяи немилосердно грабили и раз по сорок на день нарушали данную ими при посвящении в сан клятву не венчать малолетних" [Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. - М.: Советская Россия, 1991 ].
Экспонат.2
К истории церковных фальсификаций.
Из "Ярлыка хана Узбека митрополиту Петру", церковная подделка 17 века, цель - историческое обоснование независимости церкви (См. Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам // Зап. ист.-фил. ф-та Петрогр. ун-та. - Пг., 1916. - Ч. CXXXIII; Егоров В. Л. Русь противостоит орде // Карамзин. Н. История государства Российского: В двенадцати томах. Т. 4. - М.: Наука, 1992. - С. 404).
"Вышнего и бессмертного Бога волею, и силою, и величеством, и милостью Его многою… Да никто же обидит соборную церковь Петра Митрополита, и его людей и церковных его; да никто же взимают стяжаний, ни имением, ни людем; а знает митрополит Петр в правду и право судит, и управляет люди своя в правду; и в чем не буди - в разбои, и в поличном, и в татбе, и во всяких делах - ведает Петр Митрополит един, или кому прикажет; да все покорятся и повинуются Митрополиту, все его причты по первым из начала законом их, и по первым из начала грамотам их, и по первым грамотам нашим, первых Царей великих грамотам и дефтерем; да не вступаются в церковное Митрополичие никтоже, занеже то Божие есть всё; а кто вступаются, а наш ярлык и наше слово преступит, той Богу есть повинен, и гнев на себя от Него приимет, а от нас ему казнь будет смертная. А Митрополит правым путем пребывает, и тешится, да правым сердцем, и правою мыслию своя вся церковная устрояет, и судит, и ведает, или кому повелит таковая ведати и управляти. А нам в то не вступатися ни вочто же, и детям нашим, ни всем нашим Князьям нашим нашего Царства, и всех наших стран, и всех наших Улусов; да не вступаются никто ничем в церковная и в Митрополича, ни в грады их, ни в волости, ни в села их, ни во всякие ловли их, ни в борти их, ни в земли их, ни в луга их, ни в лесы их, ни во грады их, ни в волостные места их, ни в винограды их, ни в мельницы их, ни в зимовища их, ни в стада их во конские, ни во всякие скотские их, ни в вся стяжания и имения церковные" "А кто вступится в церковное и Митрополичие, и на того будет гнев Божий, а по нашему великому наказанию и истязанию не извинится ничем же, и умрет злой смертною казнию".
Экспонат. 3
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви: иже аще кто явится, неистовствуя на святые божие церкви и на священные их власти, данное от Богови в наследие вечных благ и на память последнего рода или монастырям данное граблением и насилием дея отьимая от них всяко данное, даемое Христови, и аще кто избрящется се творя бесчиние велие и святым церквам, четверицею паки воздаст воспять церковное, а не покоряюще же ся истинным правилам святых отец, аще воевода - воеводства чюж, или воин - воинства чюж, и паки аще великим негодованием негодовати начнут, забывши вышнего страха и облекшесь в бесстыдство - повелевает наша власть тех огнем сжжещи, дом же их святым божиим церквам вдати".
Действительно, церковная подделка и, к стыду моему, довольно известная. "Правило 165 св. отец Пятого собора" было вставлено в Кормчую (принятый из Византии русской церковью сборник правил церкви и государственных узаконений по церковным вопросам) примерно в середине 15 века. Шла ожесточенная борьба со светской властью за земли и данная фальсификация была очень популярна. Ее можно встретить, например, в Приложении к Новгородской I летописи младшего извода (сер. 15 в.); сборнике антикатолических статей и поучений (кон. 15-нач. 16 в, с 1541 г. в Михаило-Архангельском монастыре); сборнике "Мерило праведное" (1586-1587 гг.) (Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. - М.: Наука, 1976. - С. 17, 25, 41, 49). Святые отцы ссылались на нее на церковном Соборе 1503 года. Правда, уже в 1517 году Вассиан Патрикеев обнаружил, что "Правило" отсутствует в древнейшей софийской "Кормчей" 13 в. и пришел к выводу, что это позднейшая вставка http://www.krotov.org/library/k/kartash/kart104b.html
Но Вассиан плохо кончил (см. 332, окончание) и церковные иерархи продолжали ссылаться на "Правило" и в дальнейшем, в частности на Стоглавом соборе 1551 года (См. "Стоглав". Раздел: "О святительском суде соборный ответ от священных правил апостольских и отеческих, и от заповедей благочестивых царей от правил святых апостол").
Экспонат.4
"Зимой 1487/1488 г., в Москве били кнутом на торгу архимандрита Чудова монастыря (летописец деликатно не называет его имени) за подделку грамоты покойного князя Андрея Меньшого" (Алексеев Ю. Г. Государь Всея Руси. - М.: Наука, 1991. - С. 168-169).
Экспонат.5
Подделки, имевшие общецерковное значение, изготавливались под руководством высших иерархов.
Православное "Деяние соборное на еретика армянина Мартына" - выдвинуто нижегородским епископом Питиримом, католические "Лжеисировы декреталии" - приближенными архепископа Реймского.
http://azbuka-hrist.narod.ru/de/dekretalii_lzheisidorovy.html
ДЕКРЕТАЛИИ ЛЖЕИСИДОРОВЫ - сборник, включающий подлинные и фальшивые документы папские, синодальные и соборные, которые были призваны свидетельствовать о привилегиях Пап, епископата и Церкви. Лжеисидоровы декреталии были сфабрикованы приближенными архиепископа Реймса (Франция) Инкмара (806-822) и приписывались св. Исидору Меркатору. Папство использовало Декреталии для борьбы со светской властью, отстаивая их подлинность вплоть до XVIII в.

В монастырях подделывались документы, призванные, преимущественно, обосновать имущественные обители.
И любопытный пример подделки на нижнем уровне церковной иерархии(созвучный современному стремлению РПЦ строить церкви за чужой счет):
"Крестьяне д. Слизневской дворцовой Сычевской вол. Вяземского у. митрополиту сарскому и подонскому Варсофонию на попа Терентия Сидорова, пославшего от их имени подложную челобитную о постройке новой церкви. Преосвященному Варсофонию, митрополиту сарскому и подонскому, бьют челом сироты государевы Вяземского уезда великих государей дворцовой Сычевской волости Верхней трети деревни Слизневой крестьяне Демитка Федотов, Ивашко Никифоров, Якушко Степанов, Трошка Давыдов с товарищи той же волости и трети села Хоткова на пятницкого попа Терентия Сидорова. В нынешнем, государь, во 193-м году февраля в 13 день в том селе Хотькове была той волости и трети мирская сходка. А на той сходке выбрали в старосты той же трети деревни Шанихи крестьянина Ивана Ефремова сына Боланду. И те мирские люди давали ему, попу Терентию, руки, чтобы он к их мирскому выбору, что его, Ивана, выбрали в старосты, приложил руку. И он, поп Терентий, умысля собою, составил выбор и челобитную, будто той трети крестьяне бьют челом тебе, архиерею, чтоб построить в той нашей деревнишке Слизневе вновь церковь святого страстотерпца Георгия, а у той б церкви быть в попах брату его, попову, дьячку Роману Сидорову. И с тою, государь, составною челобитною и с выбором послал он, поп Терентий, к Москве бить челом тебе, великому архиерею неведомо откуда прихожева человека Микифора Кузнеца. А мирские, государь, люди в таком деле в таком деле рук ему попу не давали и челобитную и выбор писать не веливали. А у нас в той деревне искони вечно церкви не бывало и церковной земли и погосту нет... Милостивый преосвященный Варсофоний митрополит сарский и подонский, пожалуй нас, сирот государевых, не вели, государь, той составной челобитной и выбору поверить и против того ложного челобития своей святительской грамоты отпускать, потому что он, поп Терентий, такое челобитье составил собою без мирского ведома. Чтобы нам от такого его составного челобитья великих государей податей не отбыть и той своей тяглой земли впусте нам не покинуть и нам бы без земли из той деревни врозь не разбрестись. И вели, государь, сю нашу челобитную под отпискою послать к тебе, архиерею, к Москве. Преосвященный митрополит, смилуйся" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. -С. 209-210).
Экспонат.6
академик Д. С. Лихачев
***В наших рукописных хранилищах имеется довольно много подложных документов. Таковы, например, поддельные грамоты русских князей монастырям - вроде грамоты Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре, или грамоты Дмитрия Донского Троице-Сергиеву монастырю), или подложные произведения с целью защиты какой-либо вероисповедной точки зрения: старообрядческой против православных или православных против старообрядцев (например, Деяние соборное на еретика армянина Мартына и Феогностов "Требник"), защита русско-литовских антитринитариев против православных (писмо половца Ивана Смерты князю Владимиру) и т. д.
Аналогичное положение существует и в западноевропейских рукописных хранилищах, где находится очень много поддельных памятников.
Известны старинные подделки, например, грамоты короля Дагоберта монахам аббатства С.-Дени, Псевдо-Исидоровы декреталии, некоторые грамоты Карла Великого, грамота Константина Великого папе Сильвестру и т.д.***
В этом потоке подделок (поставленных христианской церковью буквально на конвейер) особенно выделю "Деяние соборное на еретика армянина Мартына". Сфабрикованное в нач. 18 в., оно содержало следующую информацию (вошедшую даже в "Историю" Соловьева и в "Русское уголовное право" проф. Таганцева)
http://www.booksite.ru/fulltext/sol/ovy/soloviev_s_m/hist_g_r/3_1_7.htm
в 1149 году явился в Киев из Константинополя еретик Мартин, изложивший свое учение в
особой книге, носившей название "Правда". Семь лет распространял Мартин свое учение в Киеве, успел привлечь на свою сторону не только множество
простого народа, но и многих из духовенства, пока наконец киевский собор в 1157 году не осудил его учение; константинопольский собор подтвердил
решение киевского, и еретик был сожжен в Царе-граде.

Evgeny: Учение мифического Мартина, как две капли воды соответстствовало разногласиям между старообрядцами и официальной церковью. Грубая подделка была разоблачена почти сразу
http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/stolica.html
В начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность. Внимательно изучив рукописи, Андрей Денисов и Мануил Петров обнаружили, что текст написан по соскобленному, начертания букв не соответствуют древним, а листы пергамента переплетены заново.

Тем не менее
http://religion.russ.ru/discussions/20020111-kryuk.html
о неподложности "Требника митрополита Феогноста" и "Деяния на еретика Мартина" РПЦ официально свидетельствовала на протяжении двух столетий. В 1724 г. был издан указ, по которому предавались ужаснейшим пыткам и смерти те, кто осмеливался "Деяния" назвать поддельной книгой. Подписи почти всех архиереев о подлинности и истинности постановления Собора 1157 г. на еретика Мартина лишний раз доказывают принятую Церковью точку зрения (см. Синайский. Отношение русской церковной власти к расколу. С. 222, 272). Кроме того, в четвертом кондаке акафиста Димитрию Ростовскому, выражающем позицию РПЦ, читаем: "Буря ересей от преисподних, чрез Ария по Греции возродившаяся, а в последняя лета происками Мартина Армянина в нашем отечестве, готова была опровергнуть тишину Единыя Святыя Соборныя Апостольския Церкви".

И это при том, что (акад. Лихачев)
http://russiancity.hut.ru/books/b22b.htm
подложность обоих памятников была настолько основательно доказана, что обе рукописи были изъяты из обращения официальной церковью и опечатаны.

Окончательно признан факт фальсификации был в начале 20 века.
http://www.hi-edu.ru/Brok/01272024.htm
Экспонат.7
Гуревич А. Категории средневековой культуры. - М.: Исскуство, 1972. - С. 160, 161
"Подделка правового акта в тот период не всегда была бесцеремонной и сознательной фальсификацией, преследующей своекорыстные цели и только. Дело обстояло гораздо сложнее. "Благочестивый обман" (pia fraus) граничил с самообманом. Исправляя при переписывании текст дарственной грамоты, монах исходил из убеждения, что земля, о которой идет речь в этом документе, не могла не быть подарена святому месту - монастырю, ибо было бы несправедливо и, значит, невозможно, чтобы ею обладал нечестивый мирянин". "Сочиняя подложную грамоту, приписывавшую государю прежнего времени пожалование святому месту земельного владения, отдавали лишь должное этому благочестивому государю, который "должен" был так поступить".
"Лжеисидоровы декреталии, обоснывавшие верховную власть римской церкви над Западной Европой и приписывавшие императору Константину соответствующий дар в пользу римского епископа, была подделкой, но такой подделкой, которая выражала "идеальную реальность" - папскую гегемонию в средневековом мире".
Особое благочестие Невского в "Житии" (перед Невской битвой со слезами помолился (Симеоновская летопись, нач. 16 века) - это, конечно, "идеальная реальность", но сам факт его христианства сомнений, кажется, не вызывает.
***многие правители делали трюк, не лишенный смысла - принимали христианство на смертном одре***
Классический пример - древнеримский император Константин, если его крещение вообще не легенда.

 

НАЗАДОГЛАВЛЕНИЕВПЕРЁД

 
Hosted by uCoz