Путь домой, путь домой, путь домой, путь домой, мы  помянем этот ветер, если мы  придём домой....

 

АТЕИСТЫ И СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ

 

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

1995, том 65, № 11, с. 1016-1023


.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ АКАДЕМИКЕ И.П. ПАВЛОВЕ

М. К. Петрова
.
.

Вниманию читателей предлагается уникальный материал - выдержки из неопубликованной рукописи М.К. Петровой "Воспоминания об академике И.П. Павлове (моя исповедь)", хранящейся с 1949 г. в Центральном партийном архиве (ныне РЦХИДНИ). Мария Капитоновна Петрова (1874 - 1948) - терапевт, физиолог, ученица, многолетняя сотрудница и близкий друг И.П. Павлова - родилась в Тифлисе в семье священника. В 16 лет вышла замуж за известного публициста и педагога, будущего депутата 1 Государственной Думы Г.С. Петрова. После окончания в 1908 г. Женского медицинского института в Петербурге (ныне Медицинский университет им. И.П. Павлова) работала врачом в клинике профессора Г.А. Смирнова, ученика С.П. Боткина.

До своей встречи с Павловым в 1912 г. Петрова, как она пишет в "Воспоминаниях", вела "пустую, веселую, беззаботную жизнь", но знакомство с великим ученым круто изменило ее судьбу. Мария Капитоновна работала с Павловым сначала в Военно-медицинской академии, а затем в Институте экспериментальной медицины. В 1914 г. она защитила диссертацию, которая называлась "К учению об иррадиации возбуждения и тормозных процессов". Впоследствии Петрова всецело посвятила себя исследованиям в области физиологии и патологии высшей нервной деятельности.

Ее перу принадлежат свыше 150 трудов, в том числе монография "Новейшие данные о механизме действия солей брома на высшую нервную деятельность и о терапевтическом применении их на экспериментальных основаниях" (1935) с предисловием Павлова. В свете теории нервизма Петрова разработала некоторые ключевые вопросы клинической медицины, этиологии, патогенеза и профилактики заболеваний.

Павлов высоко ценил заслуги своей ученицы и соратницы, считая, что результаты, полученные ею при изучении "патологической деятельности высшего района головного мозга... несомненно, окажут огромное влияние на анализ и лечение нервных и душевных заболеваний человека".

"Воспоминания" были начаты четыре месяца спустя после смерти Ивана Петровича - в июле 1936 г. и закончены в 1945 г. Автор описывает Павлова в разные периоды жизни, в различных ситуациях, рассказывает о его привычках, отношении к людям, оценках тех или иных событий. Значительное место Петрова уделяет атмосфере, сложившейся во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ) после смерти ученого, а также жизни в блокадном Ленинграде, где она продолжала вести исследования. Через все "Воспоминания" проходит мысль о том, что ярко выраженный "рефлекс цели", вера в справедливость избранного пути и беззаветное служение своему делу - реальная сила, определяющая поведение человека, позволяющая ему выжить в самых тяжелых, экстремальных условиях.

Примечательно, что "Воспоминания" привлекли внимание власть предержащих. В упомянутом архиве (отдел пропаганды и агитации, ф. 17, о. 132, № 172, 173) мы обнаружили любопытные документы под грифом "секретно". Один из них, от 1 декабря 1949 г., адресован Г. Маленкову. Как сообщает секретарь Ленинградского обкома В. Андрианов, в рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в 1947 г. был сдан на посмертное хранение пакет от М.К. Петровой, который в настоящее время находится в горкоме ВКП(б). Не преминув добавить, что Петрова "свыше 25 лет была в интимных отношениях с Павловым", Андрианов просит указаний по поводу дальнейшей судьбы рукописи. Затем в дело вмешался М. Суслов. По его распоряжению в качестве "экспертов" выступили В. Кружков и Ю. Жданов, которые сочли публикацию записок нецелесообразной. Последнюю точку поставил Суслов: согласно его резолюции, в ноябре 1950 г. "Воспоминания" были отправлены в архив, где и находятся по сей день.

Н.А. ГРИГОРЬЯН ,
доктор медицинских наук

Выдержки из "Воспоминаний" М.К. Петровой публикуются по рукописям, хранящимся в РЦХИДНИ.Ф. 17. Оп. 132. № 172 - 176.

.
.

Еще при жизни Ив<ана> П<етровича>, когда шесть лет тому назад я вместе с ним проводила свой летний отдых в Колтушах, у меня зародилась мысль написать о нем свои воспоминания, так как никто из близко стоящих к нему учеников не знал его так, как я, с которой одной он делился всеми своими радостями и горестями, выпавшими на его долю за эти последние 24 года совместной с ним работы. Ближайшим толчком к этому моему решению послужила вышедшая незадолго перед этим книжка А.М.Евлахова о Л.Н. Толстом. Эта книжка, которую я тогда прочла в Колтушах вместе с Ив.П., поразила меня контрастом между обоими гениальными людьми - Л.Н. Толстым и Ив.П. Павловым, - который бросался в глаза.

Колтуши (после 1936 г. с. Павлове под С.-Петербургом). В 1923 г. по просьбе И.П. Павлова Петроградской губернский земельный отдел выделил на базе совхоза Колтуши - в 12 км от Петрограда - земельный участок под питомник для содержания и разведени подопытных животных. В 1926 г. питомник был преобразован в биостанцию, основной задачей которой стали изучение влияния условий воспитания на тип нервной системы и генетика высшей нервной деятельности. Колтуши в 30-е годы приобрели мировую известность как "столица условных рефлексов"; здесь Павлов любил проводить свой летний отдых. В 1939 г. биостанция была реорганизована в Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности, его возглавил академик Л.А.Орбели.

Л.Н. Толстой был гениальный художник, в юности мечтавший о славе, не любивший Шекспира и даже враждебно к нему относившийся, мало уделявший внимание своей семье и т.д. Ив.П. Павлов - гениальный мыслитель (абсолютно не художник) в противоположность Льву Николаевичу Толстому о личной славе никогда не мечтал, он мечтал своими трудами ученого способствовать благу человека, благу горячо любимой родины. Шекспир же был его любимым писателем; он был также очень внимательным и заботливым к своей семье в противоположность Л.Н. Толстому.

Мне тогда уже хотелось написать всю правду об этом удивительном человеке, страстно преданном своему делу и больше всего в жизни любившем свою науку, свою физиологию. Но и сама жизнь во всех своих проявлениях была ему бесконечно дорога. Он страстно хотел жить, хотел дождаться полного торжества своих научных идей для блага человечества. Хотел дождаться конца звериных международных отношений и думал, особенно в последнее время, что им будет конец, твердо веря и уповая на Лигу Наций. Этот истинный гражданин и великий патриот своей родины горячо любил ее и мечтал о ее величии.

Бесконечно любил он природу во всех ее проявлениях и умел, как никто, наслаждаться ее красотой. Часто, возвращаясь из лаборатории, останавливался, любуясь красками солнечного заката, молодой, только что распустившейс зеленью или опушенными снегом деревьями. Будучи необычайно страстным по натуре, он до конца своей жизни, во все свои действия, чего бы они ни касались, вкладывал эту огромную, присущую далеко не многим в его возрасте страстность.

Когда я решила писать свои мемуары (по просьбе многих), где главным действующим лицом должен был быть Ив.П., я сообщила ему об этом, сказав, что буду писать о нем как о человеке, все, что знаю, о его личной жизни, и буду писать всю правду о нас обоих, только правду. На это мое заявление с его стороны не последовало никакой отрицательной реакции, никакого даже малейшего неудовольствия, а как будто даже наоборот - удовлетворение. Этот человек, всегда . правдивый, не боялся правды о себе. Спустя некоторое время, подумав, он сказал как бы вскользь, что вообще не склонен сознательно кому-либо причинять боль, и просил меня, чтобы написанные мною воспоминания сделались бы общим достоянием лишь после смерти его жены, на что я прибавила: и моей (так как записки эти выйдут в свет только после моей смерти и будут переданы в двух экземплярах в надежные руки, чтобы по тем или иным причинам не были искажены кем-либо).

"Заодно опишите и себя, - сказал он, - вы были отличная мать и воспитательница и так хорошо совмещали материнство с любимым важным научным делом. Ваша жизнь, ваша материнская любовь и страстная, исключительная преданность науке должны служить примером для других".

Но осуществить свое решение, правдиво описать нашу совместную, как личную, так и научную жизнь, удалось мне лишь после его смерти.

Я не буду вдаваться в описание научно-исследовательской деятельности Ив.П., создавшей ему большое мировое имя... Мне хочется приподнять завесу другой стороны его жизни, чтобы перед вами выступил не только выдающийся мировой физиолог и мыслитель, но и настоящий большой человек со всеми его достоинствами и недостатками...

Может быть, и не следовало бы мне писать об интимной жизни этого человека. Зачем выставлять перед всеми эти тайные сокровища его души? Но мне кажется, что я должна это сделать, чтобы все знали правдивую историю этого человека, так прекрасно и плодотворно для науки и своей горячо любимой родины прожившего свою долголетнюю жизнь, умевшего так страстно отдаваться любимому делу и вместе с тем так гореть, любить и страдать!

Мне хочется, чтобы впоследствии не исказили этот цельный, благородный и прекрасный образ (как уже сейчас некоторые искажают его учение и заветы) и не изобразили бы его каким-то сластолюбцем, каким он никогда не был.

Особенно мне казалось необходимым писать об Ив.П. теперь, когда после его смерти из целого ряда некрологов, помещенных в иностранных газетах, можно себе составить совсем другое представление о нем (как о человеке), чем он на самом деле был. Хотя бы касаясь его религиозности, о которой так много пишут и с которой я начну свое повествование.

За последнее время вокруг имени Ив.П. сплетались целые легенды о его религиозности. Я, в течение почти 25 лет находясь в постоянном контакте с ним, много раз слышала его высказывания по этому вопросу. Он, конечно, был полный атеист и никаким иным быть не мог...

...Ив.П. не раз говорил мне о возникновении веры в бога. "Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины, - это есть бог. В своем стремлении искать причину всего он доходит до бога. Но сам я не верю в бога, я неверующий".

Он любил ходить в церковь на пасхальную заутреню, но не из религиозных побуждений, а из-за приятных контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил этот праздник. Он объяснял эту любовь особенно радостным ощущением праздничных дней, следующих за великим постом. В пост стол был сравнительно скудным (постным), погода хмурая, церковные напевы заунывные. И вдруг наступала светлая ликующая Пасха с ее яркими солнечными днями, с веселыми жизнерадостными напевами и обилием вкусных явств. Эта радость контрастных переживаний с детства осталась у Ив.П. на всю жизнь, и поэтому раз в год, когда только представлялась возможность, он ходил на пасхальную заутреню.

Рождественские праздники Ив.П. любил и чтил по той же причине, что и пасхальные, и еще по другим соображениям.

В одну из сред, в апреле 1934 г. в лаборатории при Академии наук (куда еженедельно по средам собирались все сотрудники Ив.П. изо всех лабораторий и велись научные конференции) Ив.П. сделал такое выступление:

"Я-таки порядочно устал. Видите - путаю слова (часто вместо бром говорил метроном и обратно - названия, наиболее часто повторяемые). Следующую среду я пропускаю (она приходилась на рождественские праздники), и по этому случаю я немножко вам скажу. Когда я третьего дня об этом заявил в лаборатории, то один из коммунистов (Э.А.А.) говорил, что над нами смеются, что мы, видите ли, соблюдаем какие-то церковные праздники!

Асратян Э.А. (1903 -1981) - физиолог, ученик Л.А. Орбели и И.П. Павлова, член-корреспондент АН СССР, автор более 150 трудов; основные исследования посвящены физиологии высшей нервной деятельности.

Я иногда отдыхал на Рождество и теперь отдыхаю. Я говорю, что смеются шуты гороховые! Надо вам сказать, прекрасно, я неверующий, но все-таки человек думающий и немного чувствующий, и я понимаю, что можно против всякой обрядовой стороны идти, считать, что это отстало, невежественно и т.д. Но против таких основных вещей в религии и истории было бы глупо восставать. Ведь эти праздники - Рождество и Воскресение -ведь это огромные исторические праздники. Они вовсе с религией не связаны. И вот почему, например, культурные страны гораздо больше чтут день рождества, чем воскресения. Это я могу понять. Ведь речь идет о величайшем человеке - Иисусе из Назарета.

Наши социалисты забывают следующее - на чем провалился весь древний мир, хотя он достиг огромного умственного успеха и в философии, и в науке, и в искусстве и т.д.? На рабстве. А кто идейно сокрушил рабство? Господин Иисус из Назарета. Это ведь он сокрушил, как же можно эту идею позабывать! А ведь их коммунизм - это маленькая цепочка, вариация в этой идее уничтожени рабства. Это только вариация, только прибавление.

Он первый сказал, что вы все равны, все рабы божий, принимая, что перед природой мы, конечно, все рабы, ничтожество, и это нужно понимать, что есть праздник идейного уничтожения рабства и водворения этой идеи, что все люди равны и нет белой и черной кости. А вы упраздняете эту штуку. И человечество это чувствовало и знало.

И вот почему со дня рождения этого человека начало нового летоисчисления. Так что смеются шуты гороховые!!! Тут нечего смеяться, этим ты доказываешь, что ты варвар и что чувства твои не особенно высокого калибра! "

Совершенно не будучи религиозным, он тем не менее сильно восставал против гонения на религию и с этой точки зрения отрицательно относился к нашему правительству. Признавая необходимость религии для слабых, Ив.П. всячески отстаивал ее и по просьбе окружающих не раз писал в защиту гонимого в то время духовенства. Между прочим, читал мне свое письмо в Совет народных комиссаров, в котором обращался к правительству с просьбой не трогать Троицкий собор, предназначенный к разрушению.

Студент Военно-медицинской академии А.П.Быстров рассказывает о причине ухода И.П. Павлова из академии в 1925 г.:

Приказом из Москвы была назначена комиссия, которая должна была произвести так называемую "чистку". Изгнать должны были "социально-чуждые или социально-опасные элементы"... Среди уволенных студентов, разумеется, были и дети духовенства. Некоторые из них пытались найти себе защитника в лице Ивана Петровича Павлова... Павлов, конечно, потребовал восстановления их в правах, но ничего не добился. Тогда он подал заявление, в котором сообщал командованию академии, что так как он сам является сыном священника, то просит считать его "вычищенным" вместе с другими детьми духовенства. После этого он перестал посещать свою кафедру. Попытки уговорить Павлова не привели ни к чему. В течение целого года канцелярия академии ежемесячно посылала ему жалование на квартиру. Он каждый раз поил посыльного чаем, но денег не принимал. Как известно, Иван Петрович Павлов после этого так и не возвратился в Военно-медицинскую академию, в которой проработал больше 50 лет”.

А.П.Быстров. Воспоминания. АРАН. СПб. Ф. 901. Оп. 1. № 67.Л. 79, 80.

.

Все авторы, когда бы то ни было писавшие биографию Ив.П., недостаточно ярко подчеркнули основную черту его характера - чувство собственного достоинства, которое было ему присуще и проходило красной нитью через всю его жизнь.

 

 

 

 

Письмо невесте (и будущей супруге) С. В. Карчевской от 11 сентября 1880 г.:

«Странное дело: самвБоганеверую, никогданемолюсь, а твои известия об этих молитвах производят на меня какое-то особенно жуткое впечатление»

(Москва. – 1959. - № 10. – С. 157)

 

Письмо священнику Е.М. Кондратьеву от 25 июня 1928 г.:

«Правда, я сам неверующий»

(Алексей Вязовский (Сергею Резнику на №2156) - 08/31/99 00:59:33 NSS
Боюсь огорчить Вас, Сергей, но Павлов к концу жизни стал атеистом. См. учебник по религиоведению , рекомендованный министерством образования для студентов ВУЗов, <Религия в истории и культуре> под редакцией М. Писманика 1998 г. (стр. 52): ...в письме к невесте от 11 сентября 1880 г. он (Павлов - А.) признаётся: <Сам в Бога не верую, никогда не молюсь>>. А 1928 году в письме к священнику Е.М.Кондратьеву (будучи в возрасте 79 лет) Павлов пишет: <Я сам неверующий>).

Религия в истории и культуре. Учебник. Под. ред. М. Г. Писманика. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 430 с.

Религия и наука в контексте культуры: « Нельзя относить к верующим и другого Нобелевского лау­реата, великого отечественного физиолога И.П. Павлова. Сын священника, выросший в атмосфере религиозной семьи и обу­чавшийся в духовной семинарии, он убежденно перешел на по­зиции неверия еще в студенческие годы. В письме к невесте от 11 сентября 1880 г. он признается: «Сам в Бога не верую, ни­когда не молюсь». Вместе с тем Павлов резко осуждал сталин­ские гонения на религию и духовенство в 20-30-е гг., считая, что религия дает духовную силу и опору страдающему человеку и недопустимо отнимать ее у несчастных. Уважительно относясь к убеждениям и вере религиозных сограждан, великий ученый до глубокой старости не колебался в своей мировоззренческой позиции. В 1928 г., в возрасте 79 лет, он говорит о себе в пись­ме к священнику Е.М. Кондратьеву: «Я сам неверующий»».

 

"Я... сам рационалист до мозга костей и с религией покончил... Я ведь сын священника, вырос в религиозной среде, однако, когда я в 15-16 лет стал читать разные книги и встретился с этим вопросом, я переделался и мне это было легко... Человек сам должен выбросить мысль о боге"
(Павловские клинические среды: Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Т. 3, стр. 360)

 

В 1989 г. опубликовано его письмо, где он, отрицательно отзываясь о "гонении нашим Правительством религии", в то же время добавляет: "Я сознательный атеист-рационалист и поэтому не могу быть заподозрен в каком бы то ни было профессиональном пристрастии" (Советская культура, 1989. 14 янв. С. 10)

 

Недавно я прочитал известие, что в начале тридцатых годов архиепископ Кентерберийский разослал крупнейшим ученым мира, в их числе и нашему Павлову, анкету, в которой был между прочим и такой вопрос: «Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?». – «Да, считаю», – ответил Павлов. «Почему Вы так считаете?». – «Да просто по одному тому, что целый ряд выдающихся ученых были верующими. Значит, для них это совместимо. Факт есть факт, с ним нельзя не считаться» (Л. О. Орбели. Воспоминания. – М.: Наука, 1966 )

 


МИХАИЛ ЧУЛАКИ

АКАДЕМИК ПАВЛОВ - АТЕИСТ

     Мы живем в мире неистребимых мифов. Недавно во время дискуссии по поводу возвращения сталинского гимна один уважаемый интеллигент упомянул как нечто само собой разумеющееся, что Дунаевский покончил с собой. Это - ложь, Дунаевский умер естественным путем, но его "самоубийство" - неистребимый миф.
     Такой же миф - религиозность академика И.П.Павлова. В очередной - не в последний, разумеется, раз - этот миф помянули в газете "Век" N 51 в интервью с министром здравоохранения Ю.Л.Шевченко. И министр, надо отдать ему должное, вполне подтвердил, что академик Павлов, конечно же, был добрым православным.
     Напомню по этому случаю пару фрагментов из воспоминаний знаменитого ученика Павлова академика Л.А.Орбели. Когда Павлова избрали председателем Общества русских врачей он первым делом настоял на том, чтобы отменили панихиду в память о С.П.Боткине, с которой начиналось ежегодное заседание:
     - Черт его знает, что за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы ученые и собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида.
     Пришли как всегда не только врачи, но и родные Боткина, привыкшие к обычному ритуалу. Но начались слушания - и никакой панихиды. Родственники ушли разочарованные, и на другой
день Павлов каялся:
     - Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать! Они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду. Они же верующие люди. Я неверующий, но должен же я считаться с чувствами верующих! Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел лицо вдовы.
     И другой случай. Павлова посетил почтенный старик, врач, его товарищ по Медико-Хирургической академии. Сотрудники слышали, что разговор сначала шел мирно, а потом вдруг послышались крики Павлова. Старик ушел, а Павлов объяснил:
     - Черт его знает. Всегда приходил, вспоминал приятно студенческие годы, а тут вдруг спрашивает: "Как ты относишься к загробной жизни?" Я говорю: "Как отношусь? Какая загробная жизнь?" - "А все-таки, как ты думаешь - загробная жизнь существует или не существует?" Сначала я ему спокойно объяснял, а потом мне надоело: "Как тебе не стыдно! Ты же врач, а говоришь такие глупости!"
     На следующий день Павлов пришел мрачный:
     - Что я наделал! Ведь этот доктор ночью покончил с собой! А я, дурак, не учел того, что у него недели три как умерла жена, он искал себе утешения, надеялся встретиться с душой умершей. А я оборвал его... Все-таки нужно же немного думать не только о своих мыслях, но и о других людях.
     Так что очевидно: Павлов был атеистом, но при этом он старался щадить чувства верующих. А когда в силу своего нетерпеливого темперамента давал им понять всю глубину их заблуждений - то потом раскаивался.
     Религию он считал разновидностью психотерапии - не больше и не меньше.
     Храмы же он посещал - в особенности после революции - потому, что внимательно относился к своей религиозной жене. Да и сам, будучи сыном священника, любил иногда послушать церковное пение, так знакомое с детства.
     А еще для того, чтобы позлить атеистов-большевиков, которых весьма не любил, и помочь своим авторитетом гонимым верующим, которым, естественно, сочувствовал.
     На вопросы анкеты архиепископа Кентерберийского академик Павлов ответил так:
     "Верите ли Вы в Бога или нет?" - "Нет, не верю".
     "Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?"
     - "Да, считаю".
     Когда ученики подступили к нему с вопросом, как же согласуются эти ответы, он объяснил:
     - Целый ряд выдающихся ученых были верующими, значит - это совместимо. Факт есть факт и нельзя с ним не считаться.


важения к неизменной научной добросовестности академика Павлова хорошо бы считаться с фактом его атеизма.0



Вестник Биологической психиатрии № 2 (февраль 2004 г)

Электронный бюллетень Российского общества биопсихиатрии (РОБП)

и Украинского общества биологической психиатрии (УОБП)

 


ВИНОВЕН ЛИ И.П.ПАВЛОВ В СМЕРТИ Н.П. БОГОЯВЛЕНСКОГО?
По материалам комиссии АН СССР по документальному наследию акад. И.П. Павлова (проект № 01-06-80-449 Российского фонда фундаментальных исследований)
Ю.А. Виноградов, Ю.П. Голиков
Санкт-Петербургский союз ученых

Об авторах:
Ю.А.Виноградов, историк-архивист Архива АН (1956-1992), ученый секретарь Комиссии по документальному наследию акад. И.П. Павлова АН СССР.
К.б.н. Ю.П.Голиков, Руководитель музея истории ИЭМ, ИЭМ РАМН.

http://www.neuroscience.ru/library/ROBP/Vestnik-2-2004.doc

История науки

 

Виновен ли И.П.Павлов в смерти

Н.П. Богоявленского?

По материалам комиссии АН СССР по документальному наследию акад. И.П. Павлова (проект № 01-06-80-449 Российского фонда фундаментальных исследований )

 

Ю.А. Виноградов, Ю.П. Голиков

Санкт-Петербургский союз ученых

 

 


Об авторах:

Ю.А.Виноградов, историк-архивист Архива АН (1956-1992), ученый секретарь Комиссии по документальному наследию акад. И.П. Павлова АН СССР.

К.б.н. Ю.П.Голиков, Руководитель музея истории ИЭМ, ИЭМ РАМН.

 

Один из давних мифов об Иване Петровиче Павлове гласит, что он довел до самоубийства своего друга, Н.П. Богоявленского, подорвав в нём веру. Распространение сведений об этой истории получило первый толчок осенью 1955 года. Именно тогда, одну из бесед с сотрудниками академик Л.А. Орбели посвятил отношению Павлова к религии. Леон Абгарович, в частности, изложил «один инцидент», как Павлов погубил старого товарища, разрушив его веру. В 1966 году стенограмму опубликовали в книге его «Воспоминаний» [1.3,78-79]. К изданию её в 1965 году готовил Е.М. Крепс с коллегами. Вот рассказ Л.А. Орбели:

«Из года в год к Ивану Петровичу заходил приезжавший в Петербург во время отпуска старик, очень почтенный, с большой седой бородой, его товарищ по Военно-Медицинской академии. …они вместе поднимались наверх, в кабинет Ивана Петровича, сидели там полчаса, беседовали, Иван Петрович поил его чаем, потом они мирно спускались вниз, старик уходил, а Иван Петрович говорил нам: «Это очень милый человек, врач из Воронежа, я очень рад бываю с ним побеседовать». Однажды приехал этот врач, поднялись они с Иваном Петровичем, как всегда, наверх, сначала беседовали тихо, потом голоса начали повышаться, наконец, слышим, что что-то громко говорит Иван Петрович, почти кричит. Мы обеспокоены, ждём. Вот они быстро сходят с лестницы. Прощаются. Старик надевает пальто и уходит, а Иван Петрович входит в общую комнату и говорит: – Черт его знает, всегда приходил ко мне, так было приятно вспомнить студенческие годы, а тут пришел и спрашивает: «Как ты относишься к загробной жизни?» А я говорю: «Как отношусь? Какая загробная жизнь?». «А все-таки, как ты думаешь, загробная жизнь существует или не существует?”. Сначала я ему спокойно отвечал, а потом мне надоело: “Как тебе не стыдно, ты же врач, а говоришь такие глупости!”. Он отвечает: “Да, меня интересует этот вопрос”. “Ну, если тебя такие глупости интересуют, иди куда-нибудь в другое место, а мне не мешай заниматься наукой”. На этом мы и расстались». На следующий день Иван Петрович приходит мрачный, белее полотна, и хватается за голову: – Что я наделал! Ведь этот доктор ночью покончил с собой. Я, дурак, не учел того, что у него недели три тому назад скончалась жена, и человек искал себе утешения: если существует загробная жизнь, то он все-таки встретится с душой умершей жены. А я этого всего не учел и так оборвал его… Он, очевидно, рассчитывал на поддержку, на утешение, – и так трагически кончил! Всё-таки, нужно же считаться не только со своими взглядами, нужно думать и о других людях! …» [1.78-79].

Тёмные места в этой истории таковы: 1. Странность невнимания к известию вдовца о кончине его жены. 2. Отсутствие указания на место и дату трагического разговора. 3. Анонимность несчастного гостя И.П. Павлова [1. 78-79]. 4. Неизвестный назван товарищем Павлова по Военно-медицинской академии [1.78], причем, не по службе в ней, а по «студенческим годам» [1.79]. Ученик И.П. Павлова, проф. С.М. Дионесов, и историк биологии, к.м.н., ст.н.с. Института истории естествознания и техники АН СССР Н.А. Григорьян в 1965-1966 годах составили 101 комментарий к «Воспоминаниям» Л.А. Орбели [1.113-122]. К сожалению, отмеченные тёмные места в них остались без пояснений. Может быть, именно поэтому история с погублением потерявшего веру человека стала обрастать дальнейшими подробностями.

Свою версию трагедии в 1965 году опубликовал академик Е.М. Крепс в заметке «Я верю в прогресс науки» в февральском номере журнала «Наука и религия» [3] (в печати ее повторили в 1967 году). Тогда, под редакцией Е.М. Крепса, вышел замечательный сборник исторических свидетельств о Павлове – воспоминаний его современников [4] - и только благодаря многочисленным визитам в Отдел науки ЦК КПСС с ходатайствами и разъяснениями тамошним чиновникам. Хоть и беспартийный, в те годы он был влиятельным человеком – членом Бюро Отделения физиологии АН СССР, директором Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова АН СССР, авторитетом, признанным военными ведомствами. И он победил в борьбе с ленинградскими издательскими и городскими цензорами, требовавшими искажать или скрывать истину. В книге Е.М. Крепс опубликовал свои воспоминания «Иван Петрович Павлов и религия» [4.129-133]. Там он привел по памяти довольно длинный монолог учителя, из разговора начала зимы 1923, по поводу предполагаемой религиозности, веры в бога и хождения в церковь академика:

« – …разрушать веру в бога, не заменив ее ничем, нельзя… – Слушайте, что я Вам расскажу, и Вы поймете, что значит лишить человека веры. Вы знаете мою книгу «Лекции о работе главных пищеварительных желез»? Помните посвящение – «Памяти друга, талантливого врача Николая Петровича Богоявленского»? Этот Богоявленский был моим товарищем по семинарии. Вместе учились и дружили. Он всегда очень уважал меня, говорил, что я служу ему примером. Богоявленский тоже, как и я, не стал священником, сделался врачом и притом отличным врачом.

“Как-то не очень давно, уже будучи много лет врачом, он приехал в Петербург, пришел ко мне: “Ты, Иван Петрович, достиг вершин науки, ты постиг работу мозга, вместилища души. Скажи мне, есть что-нибудь “по ту сторону”? Что ждет нас после смерти? Тебе одному я поверю”.

“Я посмеялся над ним, сказал: “Как ты, врач, естествоиспытатель, можешь говорить такие глупости! Умрем, и прах наш подвергнется разложению, распадется на элементы, из которых мы возникли. Какую тебе еще загробную жизнь надо?”.

“Он ничего не сказал, ушел, а на другой день я узнал, что он покончил с собой… Я отнял у него ту веру, что была у него. А другой веры у него не было… Я был его убийцей.

– “Вот так, молодой человек. А в церковь я не хожу и в бога не верю. Сара Васильевна, та и в бога верует, и в церковь ходит. До свидания“. И зашагал, прихрамывая и опираясь на палку, к дверям. Мне стало все ясно, и было стыдно за свои сомнения. Придя домой, в общежитие, я записал нашу беседу и долго хранил эти записи» [4.129-133].

Сравнение двух этих версий выявляет явные несоответствия в описании печального случая. Несомненной правдой здесь было то, что Павлов действительно имел «смертный грех» на душе, а по этому поводу испытывал и стресс, и долгие тяжелые переживания и желание уберечь других от подобных ошибок. Евгений Михайлович Крепс, весьма серьезно интересовавшийся историей науки, с удовольствием стал поначалу заместителем председателя Комиссии по документальному наследию акад. И.П. Павлова АН СССР, а после смерти П.К. Анохина (в марте 1974 года) согласился быть Председателем Комиссии. Очень искренний, честный человек, он признавал любую правду. В конце августа 1985 года один из нас обратил внимание Евгения Михайловича на опубликованные сведения о Н.П. Богоявленском. Значилось там, в частности, следующее: «…(1843-1890). Род. в семье священника, в с. Милятино Калужской губ. Первоначальное образование получил в духовном училище в г. Боровске. Оставшись сиротой, скопил деньги на поездку в Петербург, где поступил в 1865 г. в Мед.-хирург. акад. … В экспериментальной лаборатории при клинике Боткина, где Б. работал в тесном содружестве с И.П. Павловым, он подготовил и защитил в 1881 г. докторскую диссертацию. В диссертации было изучено фармакологическое и клиническое влияние цветов ландыша на сердце. … На основании работы Б. С.П. Боткин ввел ландыш в научную медицину. После защиты диссертации, Б. был назначен гл. врачом Общины св. Георгия. Здесь в его ведении находилась больница на 120 коек и большая амбулатория. … Как врач, Б. пользовался огромной популярностью и любовью, особенно среди бедноты Петербурга, которой он оказывал не только медицинскую, но и материальную помощь. В 1890 г. Б. заразился от больного возвратным тифом, осложнившимся крупозным воспалением легких, и, проболев около месяца, умер 20 октября 1890 г. … Издавая в 1897 г. «Лекции о работе главных пищеварительных желез» [5] И.П. Павлов на первой странице своей знаменитой монографии написал «Памяти друга, талантливого врача, Николая Петровича Богоявленского посвящает свой труд автор» [6].

Итак, Богоявленский старше Павлова на 6 лет, учился в Боровске Калужской губ. Совместно с Павловым не мог учиться ни в Рязанской семинарии, ни в Медико-хирургической академии. В ИМХА он учился с 1865 года. Павлов тогда был семинаристом 2-го класса низшего отделения в Рязани. В ИМХА поступил ровно на 10 лет позже Богоявленского [2.10-11;19-20]. Рук на себя Богоявленский не накладывал, и, стало быть, в его смерти Иван Петрович никак не повинен. К тому же умерший в 1890 году, он не мог говорить с Павловым, как с «постигшим тайны мозга, вместилища души», поскольку Иван Петрович в те поры и не начинал изучение высшей нервной деятельности. Да и до « вершин науки» перед 1890 годом Павлову было еще не близко. Значит, возможный «старик из Воронежа» должен был носить другую фамилию. Наконец, - по Евгению Михайловичу - Павлов говорил в 1923 году, что трагический случай был “как-то не очень давно”. Не мог Павлов говорить о событии 1890 года как о «недавнем». И это совпадает с другими устными сообщениями Павловских современников (С.И. Гальперина, В.П. Михайлова и др.) Некий неназванный товарищ по ИМХА приходил к Павлову уже в пореволюционном Петрограде (1918-1919 гг). Он лишился не только жены, но и своими руками созданной больницы, откуда его выгнал собственный ученик. Старик был в крайне тягостных обстоятельствах, и потери его были гораздо большие… Откуда же взялась фамилия Богоявленского в одной из версий Л.А. Орбели, да и у Е.М. Крепса? Оказалось, из того же посвящения на книге «Лекций…» [5.9]. Размышлять над ним и додумывать версии обоих академиков подтолкнула строгая тайна фамилии погубленного человека, которую Павлов твердо хранил.

Итак, посвящение Богоявленскому Павлов сделал по совсем другим соображениям: во-первых, в память о враче, погибшем на своем посту; во-вторых, в память о друге, которому помогал в работе над докторской диссертацией; а в-третьих, в знак признательности ему за научные результаты по изучению воздействия цветов ландыша на деятельность сердца, которые Павлов использовал в своей собственной докторской диссертации [7], и которые не раз упоминал позднее [8]. Прочитав очерк о Богоявленском, Евгений Михайлович стал раздумывать вслух: «К сожалению, запись моя по свежим следам того разговора с Иваном Петровичем пропала вместе с тем дневником. Да и все дневники пропали при каком-то из моих арестов». Помолчав, он признался, что незадолго до написания воспоминаний о разговоре 1923 года, брал в руки ту самую книгу И.П. Павлова, за которую тот получил Нобелевскую премию и наткнулся в ней на Павловское посвящение. «Я, возьми да и вообрази, что поводом для него было желание замолить грех». После этих слов его можно было увериться, что и Л.А. Орбели осенила та же догадка, столь же, неправильная. Е.М. Крепс сокрушенно покачал головой, досадуя по поводу допущенного промаха, и выразил намерение в будущем как-то исправить эту беду.

Увы, к сожалению, «исправить беду» Крепс не успел. Он сказал: «Собираемся с Еленой Юрьевной отдыхать в Крыму, в Ялте, хоть мне и неохота ехать туда: теперь там стал плохо себя чувствовать. Лучше бы поохотиться в моих местах…». В сентябре Евгений Михайлович все-таки оказался в Крыму, пробыл недолго, и там, в Ялте и скончался 4 октября. Рукопись его воспоминаний еще долго вызывала возмущение цензоров Ленинграда и лежала в издательстве. Опубликовали ее лишь спустя 4 года после смерти автора, в 1989, уже в перестроечные времена, да и то в Москве [9]. В редакционной коллегии серии, где вышли мемуары Е.М. Крепса, были 11 академиков, 2 члена-корреспондента, один доктор наук – директор Архива Академии и 2 кандидата наук. Несмотря на такие силы, указанное место осталось неисправленным [9.71]. Несомненная ошибка продолжает жить в умах читателей и авторов, её повторяющих.

Недавно миф был повторен Российской академией наук. К 150-летию со дня рождения И.П. Павлова, в серии «Научно-биографическая литература», издаваемой РАН, вышла монография о нем Н.А. Григорьян [10]. В духе показа великого физиолога как борца с религиозными предрассудками, с одной стороны, а с другой, как подлинного гуманиста, автор привела сведения о споре И.П. Павлова якобы с Н.П. Богоявленским, по поводу загробной жизни: «Товарищ Павлова по Рязанской духовной семинарии, врач Н.П. Богоявленский, бывая в Петербурге, всегда навещал И.П. Павлова и имел с ним долгие задушевные беседы. В очередной приезд он спросил Павлова о его отношении к загробной жизни. Павлов вскипел: «Как тебе не стыдно, ты же врач, а говоришь такие глупости!». На следующий день Павлов явился в лаборатории довольно мрачный: «Что я наделал! Ведь этот доктор ночью покончил с собой. Я, дурак, не учел того, что у него недели три назад скончалась жена, и человек искал утешение: если загробная жизнь существует, то он все-таки встретится с душой умершей жены. А я всего этого не учел и так оборвал его…» [10].

В этой версии тоже темные места: 1. Нет свидетельств обучения Н.П. Богоявленского в Рязани. 2. Нет данных о его работе в провинции. Но автор трагедию не сочинила: она повторила цитату из академика Л.А. Орбели [11.221-222]. Разница Павловских монологов в этих версиях показывает вполне объяснимые возможности «творчества» мемуаристов-свидетелей по поводу одного, тем более давнего, события, времен, когда не было нынешней техники звуко- и видеозаписи. Что уж говорить о доверчивых читателях мемуаров, в особенности, непрофессиональных историках. Профессионалы знают из курса источниковедения, что мемуары, как исторический источник, ненадежны и требуют проверки любыми другими источниками, хотя бы и мемуарными, говорящими о тех же событиях устами других авторов.

Но в данном случае нам повезло. Защищая религию в СССР, эту историю, изложил сам Иван Петрович. Павлов в пример привел трагедию, происшедшую по его вине: «Я имел со студенческого времени другом тоже медицинского студента, человека сильного умственного типа. Видя правду в революционных стремлениях и будучи честным человеком, его студенчество прерывалось арестами и высылками, но он окончил-таки курс. При университете он мог остаться для продолжения научной деятельности и скоро получить степень доктора, но в провинции все же остался верен своему призванию, образовавши образцовую больницу с исследовательским уклоном. Но его глубоко честного поразил, можно сказать разгромил неблагодарный поступок одного из его учеников, ловкого человека, который, зная легкость, с которой в старой Военно-медицинской академии можно было получить степень доктора медицины, воспользовался этим и, вернувшись назад, опираясь на земского начальника, как человек высшей квалификации беззастенчиво занял пост своего учителя. Глубоко оскорбленный, потрясенный, он оставил службу в больнице и отправился на разразившуюся тогда мировую войну хирургом. Вернувшись оттуда с огромным материалом, просил меня дать ему тему для разбора этого материала и место в моей лаборатории и ревностно занимался. Я часто заходил к нему. Но меланхолическое настроение после того удара не оставляло его и теперь. Как-то он спрашивает меня относительно существования бога. Как рационалист я привожу самый сильный, по моему мнению, взгляд против и был изумлен впечатлением, которое произвел на него. Затем он исчезает из лаборатории, - а еще через несколько дней, я получил известие из провинции от его самого близкого друга, что он покончил собой самоотравлением в его квартире. С того времени, я никогда не позволяю себе разрушать веру в ком-либо» [12.1064].

Как видим, Павлов не называет место работы друга (Воронеж), упоминает другую причину переживаний этого человека, характеризует его не как случайного посетителя, но как сотрудника и пр. Эти отличия могли быть вызваны ошибками памяти мемуаристов, «эвфемизмами» самого Ивана Петровича и т.п. Что-то Павлов мог просто не упоминать в данном тексте, как несущественное. Когда же это было написано? Впервые цитату из этого письма опубликовали (не указав даты и адресата) в 1989 году [13.112]. Размышляя о времени написания этого письма, В.К. Болондинский, опубликовавший его целиком, датирует его 1927-1935 гг. Но И.П. Павлов сам уточнил датировку. Во-первых, он писал во время болезни: «Пользуясь болезнью, которая не позволяет мне выходить в лаборатории и клиники, я хотел использовать это время для написания основательного доклада в защиту религии. Но… решил обратиться к Вам скорее с письмом на религиозную тему.» [12.1066]. Серьезно Павлов болел в 1927 г., весной 1935 г., смертельно заболел в феврале 1936 года. Во-вторых, писал во время пятилетки: «Почему систематически разрушаете и закрываете церкви (держится слух, что до конца пятилетки Вы решили не оставить ни одной)… [12.1066]. В 1-ю пятилетку (1929-1932) Павлов серьезно не болел, значит, имел в виду 2-ю пятилетку (1933-1937). 1927-1932 гг. отпадают. В годы 2-й пятилетки он болел весной – до конца мая 1935 г. и в феврале 1936 года. В-третьих, Павлов обозначил срок до дня написания от датированного действия в юности: «Меня учили еще семьдесят лет тому назад, в моей духовной семинарии физике, как необходимому знанию…» [12.1067]. Физику Иван Павлов изучал в семинарии в 1866 и 1867 гг. [14.11]. Павлов был славен точными вычислениями и отличной памятью на числа в лабораторных делах. Если бы число лет он указал точно, то – 1866+70=1936 – мог писать в первые день-два последней, февральской болезни. Но, известно, что по возвращении из Колтушей Павлов вечером рано лег в постель и уже не вставал с нее. В течение болезни за ним присматривали родные, но никто не упоминал о том, что больной успел в постели написать около десяти страниц логически хорошо построенного текста. Тем более отпадает и 1867+70=1937: Павлова уже не было в живых. Остается полагать, что письмо это Павлов писал, выздоравливая весной 1935 года. А срок, протекший со времени изучения им физики, обозначил числом 70 приблизительно.

Адресатом предположительно был В.М. Молотов, председатель Совнаркома – тогдашнего правительства СССР. С ним он вел переписку с 21 декабря 1934 по 28 декабря 1935 г. Первое письмо он, действительно адресовал в Совнарком СССР. Ответил сам Молотов, и далее они переписывались, используя личные обращения. В этом письме личная вежливая форма обращения использована в тексте письма 16 раз: «Ваш режим», «Ваше практическое отношение к религиозному вопросу»; «Почему Вы гоните религию?» и т.д. [12.1062,1064, 1066]. В более ранние годы подобные письма Павлов мог адресовать Н.И. Бухарину. Но нам не известна их переписка за 1935 год.

Все же авторам, да и редакторам исторических трудов, необходимо основательнее знать предмет занятий, владеть источниковедением и методикой публикаторских работ. По-прежнему о стается выяснить, кто тот выпускник Рязанской духовной семинарии (по словам Евгения Михайловича Крепса) и Медико-хирургической академии, что стал врачом в Воронеже (по словам Леона Абгаровича Орбели), кем и когда он был изгнан из созданной им больницы. А того, кто привел в отчаяние пока нам неизвестного человека, сделав его жизнь безнадежной, мы знаем по переданным нам словам сокрушавшегося виновника. «Каясь во грехе» Е.М. Крепсу, И.П. Павлов был уже убежден в необходимости веры слабым духом людям. Есть надежда, что теперь исполнилось желание Евгения Михайловича Крепса «как-то исправить беду» с ошибкой в его воспоминании об И.П. Павлове.

Литература

 

  1. Орбели Л.А. Воспоминания / Под ред. Е.М. Крепса, С.М. Дионесова, С.Р. Микулинского. – М.-Л.: Наука, 1966. – 123с.
  2. Летопись жизни и деятельности академика И.П. Павлова. Т.1. 1849-1917 / Cост. Н.М. Гуреева и Н.А. Чебышева. Л., 1969. – 222 с.
  3. Крепс Е.М. Я верю в прогресс науки // Наука и религия. 1965, №2. – С. 54-55.
  • И.П. Павлов в воспоминаниях современников / Изд. подгот. Н.М. Гуреева, Е.С. Кулябко, В.Л. Меркулов. Гл. ред. Е.М. Крепс / Акад. наук СССР. Архив. Ин-т физиологии им. И.П. Павлова. Акад. мед. наук СССР. Ин-т эксперимент. медицины. – Л.: Наука, 1967. – 384 с.
  1. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез // Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. II -2. – М.-Л.: АН СССР, 1951. – С. 9.
  2. Богоявленский Николай Петрович // Квасов Д.Г., Фёдорова-Грот А.К. Физиологическая школа И.П. Павлова: Портреты и характеристики сотрудников и учеников / Отв. ред. Д.А. Бирюков / Акад. наук СССР. Ин-т истории естествознания и техники. – Л.: Наука, 1967. – С. 49-50
  3. Павлов И.П. Центробежные нервы сердца. Дисс. на ст. докт. медицины. - СПб., 1883. – 77с.
  4. Павлов И.П. Материалы к иннервации кровеносной системы …(Клинич. лаб. проф. С.П. Боткина) // Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. I . – М.-Л.; АН СССР, 1951. – С. 71; Он же. Иннервация силы сердечных сокращений. Там же. – С. 414.
  5. Крепс Е.М. О прожитом и пережитом / Отв. ред. С.Р. Микулинский. – М.: Наука, 1989. –С. 70-71.
  6. Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849-1936. Ученый Гражданин Гуманист: К 150-летию со дня рождения / Отв. ред. Э.А. Костандов / К 275-летию РАН. – М.: Наука, 1999. – С. 163.
  7. Орбели Л.А. Избр. тр. Т. 5. – М.-Л.: Наука, 1968. – С. 221-222.
  • Болондинский В.К. И.П. Павлов о религии // Журн. высш. нервн. деятельности Т. 45. 1995. Вып. 5. – С. 1064 (1062-1067); Павлов И.П. Письмо в Совнарком СССР. ПФА РАН. Ф. 259.
  1. Самойлов В., Виноградов Ю. Иван Павлов и Николай Бухарин: от конфликта к дружбе // Звезда, 1989, № 10. – С. 112.
  2. Летопись жизни и деятельности академика И.П, Павлова. Т. I . 1849 – 1917 / Сост. Н.М. Гуреева и Н.А. Чебышева. Коммент. В.Л. Меркулова. – Л.: Наука, 1969. – С. 11.

 

Письмо генеральному секретарю английской ассоциации рационалистов Э. Тертлю от 14 октября 1935 г. :

«Дорогой сэр!

Конечно, я рационалист, который рассматривает интеллект с его постоянно возрастающим положительным знанием как наивысший человеческий критерий. Оно является тем истинным знанием, которое, пронизывая всю человеческую жизнь, будет формировать конечное счастье и мощь человечества Но во избежание какого-либо неправильного понимания я должен прибавить, что я, со своей стороны, считаю невозможным пропагандировать уничтожение религии в настоящее время и для кого бы то ни было. Я рассматриваю религию как естественный и законный человеческий инстинкт, возникший тогда, когда человек стал подниматься над всем другим животным миром и начал выделяться с тем, чтобы познавать себя и окружающую природу. Религия была первоначальной адаптацией человека (в его невежестве) к его позиции среди суровой и сложной среды – адаптацией, которая стала постепенно заменяться, уступать место науке благодаря деятельности разума с его положительным знанием, представляющим наивысшую неограниченную адаптацию. Я не уверен, способно ли это положительное знание (наука) полностью и для всех заменить религию. Не остаётся ли религия для слабого типа людей как единственная, одна лишь приемлемая для него адаптация; за исключением того, если б наука могла бы устранить возможность быть слабым самому человеку. Если вышеупомянутое рассуждение не вызовет препятствия, я бы принял с благодарностью предложение быть включённым в список по ассоциации.

Преданный Вам

Павлов»

(Переписка И. П. Павлова. – Л.: Наука, 1970. – С. 348)


А. Ф. Павлов (племянник):

«вспоминал, что в конце прошлого столетия на его вопрос о существовании бога Иван Петрович категорически отвечал «нет» и тут же добавлял: «Признать существование бога – это предрассудок, абсурд, признак умственной отсталости».

(д. б. н. А. С. Мозжухин, к. м. н. В. О. Самойлов. И. П. Павлов в Петербурге-Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1977. – С. 188)

 

 

Е. С. Павлова (жена сына):

«Тут уместно сказать несколько слов, чтобы развеять легенду о привязанности Ивана Петровича к Знаменской церкви (ныне там станция метро «Площадь Восстания»), где он якобы венчался и где постоянно бывал и даже читал на клиросе. Это неверно Однажды после кончины Ивана Петровича я зашла в Знаменскую церковь и, к удивлению, увидела двойника Ивана Петровича, спускавшегося с большой церковной книгой с клироса. Сходство было поразительное, тем более что и
седая борода этого человека была
подстрижена точно так, как у Ивана Петровича. Тогда я и поняла, откуда пошла легенда; отличие было лишь в том, что Иван Петрович после перелома ноги довольно сильно прихрамывал, а у его двойника была ровная походка» (Там же. – С. 189-190).

 

 

Е. М. Крепс (адъюнкт Павлова):

« в воспоминаниях Е.М. Крепса [ученика Павлова].
На его вопрос: 'Как уживается в вас последовательный
материализм с ... верой в Бога, хождением
в церковь...?' --- Иван Петрович отвечал:
'Слушайте, господин хороший, что касается
моей религиозности, веры в Бога, посещения
церкви, то это всё неправда, выдумки. Я семинарист,
и, как большинство семинаристов, уже со школьной скамьи
стал безбожником, атеистом. Мне Бога не нужно.
Но человек не может жить без веры... Большевик,
он верит, что коммунизм даст счастье человечеству,
если не ему самому, то его детям, внукам. Эта вера
даёт ему силы переносить голод и холод, драться
на фронтах, сражаться за победу мировой революции,
умирать за идею. Человеку религиозному, верующему в Бога,
силы придаёт вера, что есть высший Судья, справедливый и
милостивый, который за страдания, за праведные дела,
даст ему Царствие Божие на том свете. Эта вера
помогает ему жить, терпеть горести. лишения.
Моя вера --- это вера в то, что счастье человечеству
даст прогресс науки. И верю, что человеческий разум
и его высшее воплощение --- наука --- избавят род людской
от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в
жизни людей. Эта вера давала и даёт мне силы и помогает
вести свою работу... Почему многие думают, что я
верующий человек, верующий в смысле религиозном?
Потому что я выступаю против гонения на церковь,
на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в Бога,
не заменив её другой верой. Большевику не нужно веры
в Бога, у него есть другая вера --- коммунизм.
Другую веру приносят людям, верующим в Бога,
просвещение, образование; вера в Бога сама становится
ненужной. Многие ли образованные люди верят в Бога?
(Хотя есть ещё немало верующих среди них.) Надо просветить
народ, дать ему грамотность, образование, и вера сама
ослабнет... »

(С. В. Воронин. Жизнеописание Ивана Петровича Павлова // Роман-газета. – 1986. - № 20 (1050))

 

 

П. К. Анохин (работал в лаборатории Павлова):

«Войдя в лабораторию И. П. Павлова молодым человеком (1921) я, естественно, не раз задавал ему вопросы о религии. Меня всегда поражала его прямолинейность как естественнонаучного материалиста. Он, конечно, не был религиозным и, как ответил одному своему корреспонденту, не верил в бога, считая веру несовместимой с его научным мировоззрением» (Здоровье. – 1954. - № 4) (Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. – М.: Наука, 1974. – С. 304).

 

Э. А. Асратян (работал в лаборатории Павлова): «Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: «Когда я был молодым, меня мучил вопрос – существует ли бог или не существует? Долго думал на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что бога не существует. Я рассуждал таким образом. Допустим, что бог существует и что он является творцом Вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?» Несколько раз я слышал Павловские слова: «Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы» (Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. – М.: Наука, 1974. – С. 304)

«Как же согласовать эти высказывания Павлова со слухами о его хождении в церковь после революции, об оказании им материальной помощи церковным организациям и с другими слухами, якобы свидетельствующими о религиозности учёного? Если даже допустить, что одно время подобные факты действительно имели место, то, по моему глубокому убеждению, их причину следует искать не в религиозности Павлова. Более чем вероятно, что посредством таких своих действий учёный выражал своеобразный протест против перегибов в антирелигиозных мероприятиях отдельных наших организаций. Определённое значение при этом могли иметь также семейные привычки и традиции, силу которых Павлов подчёркивал довольно часто, равно как и его желание не задевать религиозные чувства своей супруги» (Там же. – С. 105)

 

М. Ф. Нестеров (знаменитый художник, рисовал портрет Павлова): «Опыты окончились, собачку увели, а мы остались, продолжая беседу, которая незаметно перешла на отвлечённые темы – на «веру и неверие». Иван Петрович был откровенным атеистом. Наш Павлов, рождённый в духовной семье, уважавший своих дедов, отца, мать, в ранней своей поре, ещё, быть может, в Рязани, а позднее в университете, в Медицинской Академии, где в те времена господствовали материалистические теории, по склонности своей натуры проникся этими теориями, их воспринял со всем пылом своей природы, просолился ими, как то было с тысячами ему подобных» (М. В. Нестеров. Давние дни: Встречи и воспоминания. – М.: Искусство, 1959. – С. 325)

 

Л. А. Орбели (ученик Павлова)

 

Однажды, пригласив Л. А. Орбели на первый день пасхи ставить опыт в лаборатории, Иван Петрович завёл с ним разговор о своём отношении к церковным праздникам. Он говорил о том, что они отрывают от дела, но тут же заметил: "Всё-таки хожу иногда на заутреню. Во-первых, замечательное пение, во-вторых, это воспоминание детства" (А. Мозжухин, В. Самойлов. И. П. Павлов в Петербурге-Ленинграде. – Л.: Лениниздат, 1977. - С. 189).

 

 

 

Здесь – неточность: Павлов в 1875-1879 гг. учился в Императорской медико-хирургической академии [2.19-24], а реформа ИМХА (когда её перевели в Военное министерство под названием Императорская военно-медицинская академия) была утверждена только 17 июня 1881 года [2.186].

В 1881 году , в Петербурге. – прим. авт.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Hosted by uCoz